Иаков Алфеев представляет собой личность загадочную по причине малых сведений о нём. Брат апостола-евангелиста Матфея, который был мытарем – сборщиком налогов и, в общем-то, всё.

Сбор информации затрудняется еще и тем, что апостолов по имени Иаков было три.  Казалось бы — тупик, но нет!

Попробуем представить себе личность апостола Иакова Алфеева путем погружения в атмосферу того времени, изучения социальных факторов, которые несомненно влияют на развитие личности.

Матфей и Иаков, сыновья Левия, жили в галлийском городе Капернауме, который в то время находился под управлением Римской империи. Естественно к оккупационному режиму местное население относиться враждебно. А тут еще и налогообложение еврейского общества в пользу Рима оставляет желать лучшего. Для сбора налогов римлянами часто назначались еврейские граждане, и назывались они – мытари. 

Это были люди  достаточно образованные. Ведь они должны были, и исчислять, причитающиеся к уплате, подати, и вести их учет. А большинство местного населения не могло похвастаться своим образованием. И мытари частенько этим пользовались. Собирая больше положенного, они сдавали в казну требуемые выплаты, а излишки оставляли себе. Дело это было настолько прибыльным, что должность мытаря порой и покупалась.

Естественно, что при таком раскладе, отношение к мытарям было, мягко говоря, не очень хорошим.  Их считали предателями, ведь кто лучше еврея, мог знать еврея? От такого сборщика податей сложно что-либо утаить. Сопротивляться представителю власти тоже так себе удовольствие.  Поэтому мытарей просто избегали и ненавидели. Общение с ними считалось зазорным. И стояли они в одном ряду с последними грешникам и прокажёнными. 

Теперь вернемся к апостолам Матфею и Иакову Алфеевым. 

Вот что пишет о своем призвании апостол-евангелист Матфей: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф 9:9). Т.е. можно сделать вывод, Матфею совершенно не нравилось заниматься сбором податей, и хотя, что вероятнее всего, человеком он был честным, отношение к нему было, как и ко всем остальным мытарям. Поэтому без капли сожаления он оставляет свое занятие.  

О том, что было дальше можно прочесть в Евангелие от Луки: «И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?» (Лк 5:29-30)

Сложно себе даже представить удивление простых жителей, и возмущение фарисеев, которые внешне всячески старались быть праведными, набожными людьми, от такого поступка Христа. Но, смею предположить, что не меньшим было удивление и всех членов семьи апостола Матфея, в том числе и брата его Иакова.

При таком недружелюбном отношении общественности, Сам Христос! о чудесных делах Которого все наслышаны, переступает порог их дома! Да еще и говорит такие обнадеживающие слова: «Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5:31-32).  

Давно смирившись со своей участью и приняв свое положением в обществе, потрясение от услышанных слов так велико, что Иаков, не задумываясь, присоединяется к ученикам и следует за Христом вместе с братом. 

Учение Иисуса Христа, понимание Слова Божия  нашло такой сильный отклик в сердце этого апостола, что и сам он стремился передать радостною весть о Божественном даре покаяния и прощения, как можно большему числу людей. Таким пламенным и проникновенным было его последование Христу, что многие люди через него приняли христианскую веру и еще при жизни стали называть его «Божественным семенем».  

А Димитрий Ростовский написал о нем такие слова: «Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу». 

Вероника Голубовская
www.tut-news.ru