Святая Четыредесятница близится к своему завершению. Уже в ближайшую пятницу за вечерним богослужением мы с вами услышим песнопение «Душеполезную совершив Четыредесятницу…», а следующие два дня – Лазареву субботу и Неделю ваий – можно назвать переходными от Четыредесятницы к Страстной Седмице. Какие ещё особенности имеет 6-я седмица Великого поста? Об этом наш сегодняшний рассказ.

Богослужебные особенности 

После насыщенных особенностями 4-й и 5-й седмиц 6-ю седмицу можно назвать «спокойной» седмицей. Здесь службы в понедельник – пятницу совершаются по обычному великопостному чину (как на 2-й и 3-й седмицах), никаких специфических особенностей нет. Песнопения Триоди в службах 6-й седмицы с точки зрения идейного содержания можно разделить на две группы: осмысление притчи о богаче и Лазаре (эта тема связана с древнеиерусалимским чтением Недели 5-й) и предвосхищение предстоящих праздников – Воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим. 

Суббота 6-й седмицы – Воскрешение праведного Лазаря (27 апреля)

Суббота 6-й седмицы является одной из важнейших суббот церковного года и недвунадесятым Господским праздником. В Лазареву субботу Церковь вспоминает воскрешение Господом четверодневного (то есть умершего за четыре дня до этого) Лазаря – последнее великое чудо Иисуса Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью Страстей Христовых. Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Спасителя над жизнью и смертью, как уверение учеников в Своём Воскресении и будущем воскрешении мёртвых. Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил ещё 30 лет и умер в сане епископа Китиона (о. Кипр). В конце IX в. его мощи перенесли в Константинополь.   

В день Лазаревой субботы совершается литургия свт. Иоанна Златоуста, однако при этом вместо Трисвятого поётся «Елицы во Христа крестистеся», а по возгласе «Изрядно о Пресвятей…» поётся задостойник, хотя Типикон о нём умалчивает. Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий имеют общий тропарь, посвящённый событиям этих двух дней.

Неделя 6-я Великого поста, цветоносная – Вход Господень в Иерусалим (28 апреля)

В 6-е воскресенье Великого поста отмечается двунадесятый Господский праздник Вход Господень в Иерусалим (также имеет названия «Неделя ваий», «Неделя цветная/цветоносная», «Неделя пальмовых ветвей», «Вербное воскресенье»), куда Господь восшел для страданий и крестной смерти. Это древнейший из праздников, совершаемых в воскресные дни Постной Триоди. При этом у него нет ни предпразднства, ни попразднства, так как он окружен днями поста Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, но зато имеются два тропаря: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя…» и «Спогребшеся Тебе крещением…».

Божественная литургия в день Входа Господня в Иерусалим совершается по чину свт. Иоанна Златоуста, на ней поются праздничные антифоны и возглашается входный стих. Особенность её также в том, что поётся задостойник, произносится праздничный отпуст. Кроме того, согласно Церковному Уставу, благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы – никаких других действий он не указывает. Но на территории бывшей Российской империи вошло в обычай ещё окроплять вайи святой водой.

Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» (коне, который был обряжен в осла), держа в левой руке Евангелие, а в правой – святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит (впоследствии – Патриарх), символически изображавший Спасителя, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий».

Об освящении в Вербное воскресенье

Освящение начнётся в субботу, 27 апреля, во время Всенощного бдения. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Также освящение будет совершаться непосредственно в Неделю ваий, 28 апреля, во время ранней или поздней литургии. Отметим, что, если разобрать текст «Молитвы на освящение ваий», её смысл сводится к тому, что освящается не просто ваия, а сам человек вместе с ваией: «Нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками, в сей день, ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

«Азбука веры»