Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечере Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: “Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”. Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: “Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается” (Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 19–20). После крестной смерти Учителя Его ученики стали собираться вместе для преломления хлеба и вкушения вина в воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Господа. В первые десятилетия новой эры у Церкви не было ничего важнее памяти о Спасителе. Тем, что соединяло учеников, что, собственно, и делало их Церковью, была их совместная жизнь во Христе, которая находила свое максимальное выражение в причащении, когда они приобщались Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в воспоминание о Его смерти и воскресении. Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше соединение с Божеством, выраженное не просто в общении с Богом. Господь входит внутрь нашего естества, причем это вхождение Бога совершается не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Это то, что ни одна другая религия не может дать человеку. В том и состоит уникальность христианства, что Христос становится для человека не просто учителем и нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно. Все мы живем с разной интенсивностью духовной жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. Часто мы не можем организовать свою жизнь так, чтобы приходить к причастию даже раз в неделю. Но важно, чтобы причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, например, в день ангела или по большим праздникам, как Пасха и Рождество. Причастие — это ритм христианской жизни, а не исключение из правил. В Таинстве причащения мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе — приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь. Поэтому приступать к чаше нужно с особым благоговением, со страхом Божиим, любовью и верою. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к причастию. Прежде всего, вы должны быть крещены в Православной Церкви и иметь православную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего догматы христианского вероучения. Если вы не знаете, крещены вы или нет, или не уверены, что вас правильно крестили, обратитесь к священнику для решения этого вопроса. К Богу следует приходить с чистой совестью, очищенной покаянием, поэтому перед причастием необходима исповедь. При подготовке к исповеди следует вспомнить и, при необходимости, записать на бумагу те поступки, в которых вас обличает совесть перед Богом. Раскаяние в грехе предполагает решимость изменить свою жизнь ради соединения с Богом. Духовная чистота достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей. Для удобства подготовки приведём краткий список грехов, с которыми следует бороться в своей жизни в соответствии с заповедями Господа. Эталон нравственности выражен Иисусом Христом в ответе законнику на его вопрос о наибольшей заповеди: “...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою... сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 35–46). В подготовку к причастию входит чтение определённого молитвенного правила и воздержание в пище от скоромных продуктов — яиц, мясных и молочных яств. Длительность этого воздержания определяется совместно со священником и зависит от частоты причащения. Рекомендуется также посетить вечернее богослужение накануне. Если в тексте молитв вам встретились непонятные слова, подчеркните и попросите священника их пояснить. В день причастия с полуночи и до окончания литургии ничего не едят и не пьют, не курят. Существует требование и к телесной чистоте: накануне причащения супругам следует воздержаться от телесных отношений. Общее правило определения меры поста таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера воздержания также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами — жизнь в не церковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд. В этих условиях мера подготовки, естественно, снижается. Для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой Пасхальной седмицы и Святок телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется. Если вы по тем или иным причинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником. О Таинствах исповеди и причастия, о Боге и христианстве вы сможете прочесть в литературе, которая предложена в нашей церковной лавке и доступна в библиотеке храма. Священники нашего храма будут рады ответить на ваши вопросы и дать пастырский совет в случаях, когда необходима личная беседа.