Мы прошли середину Святой Четыредесятницы, всё меньше дней отделяет нас от событий Страстной Седмицы. Об этом напоминает и Евангелие, которое мы услышим совсем скоро – в пятое воскресенье Великого поста, когда Спаситель возвестит апостолам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). Об особенностях 5-й седмицы Великого поста расскажем вам сегодня.
Богослужебные особенности
Пятая седмица Великого поста занимает особое место среди седмиц Великого поста во многом благодаря только одной службе – четвергу Великого канона. Кроме того, значимым днем является Суббота Акафиста. В целом эту седмицу можно назвать «седмицей Константинополя», так как два уникальных богослужения этой седмицы генетически связаны с обстоятельствами истории столицы Византии.
Великий канон святого Андрея Критского (18 апреля)
Служба Великого канона св. Андрея, архиепископа Критского, совершается в четверг. Сам Великий канон, весь в своем составе, читается на утрене, которая совершается в среду вечером (напомним, церковный день начинается накануне вечером). В прежние времена тут же читалось и житие прп. Марии Египетской. Оттого эта утреня в обиходе получила название «стояние Марии Египетской» («Мариино стояние»), которое сохранилось и по сей день. Отметим также, что ради канона в четверг совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Великий канон был составлен в 1-й половине VIII века и изначально, скорее всего, не был предназначен для богослужебного употребления. В 790 году случилось страшное землетрясение в Константинополе; память об этом событии вошла в Месяцеслов под 17 марта. Считается, что во время землетрясения впервые был прочитан Великий канон (покаяние – естественная реакция на страшное бедствие); впоследствии он стал ассоциироваться с памятью о землетрясении, и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.
Постепенно память о землетрясении перешла из неподвижного круга богослужения в подвижный (проще говоря, перешла из Минеи в Триодь) и была закреплена за четвергом 5-й седмицы. Возможно, сыграло роль обстоятельство, что в этот день читается паремия на вечерне, где повествуется о другом стихийном бедствии Ветхого Завета, вызванном гневом Божиим, – разрушении Содома и Гоморры. Вероятно, к XII-XIII векам повсеместно утверждается традиция его пения именно в четверг 5-й седмицы.
Суббота Акафиста – Похвала Пресвятой Богородице (20 апреля)
Сам Акафист является многослойным произведением и сложился в 3 этапа в течение 200 лет: в VI веке была написана основа Акафиста, в VII веке добавлены воззвания «Радуйся…» в каждый икос по 12 фраз, в VIII веке составлен начальный кондак «Взбранной Воеводе…». Пение Акафиста сначала было приурочено к празднику Благовещения (по содержанию тема Акафиста – Боговоплощение) и изначально было связано с намерением воздать благодарность Богу и Богородице за победу в войне с персами в 1-й трети VII века. Впоследствии постепенно Акафист стали отделять от праздника Благовещения. Причем разные Уставы называли разные дни для службы Акафиста, однако к X–XII векам наиболее распространенным становится выбор 5-й субботы Великого поста.
Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».
Неделя 5-я Великого поста – преподобной Марии Египетской (21 апреля)
Жизнь преподобной Марии представляет разительный пример сильного греховного падения и затем глубокого покаяния, живых подвигов самоотвержения и умерщвления плоти и высокого нравственного совершенства и служит редким образцом для кающихся грешников, почему весьма благовременно прославляется в 5-е воскресенье поста после изображения для верующих ее жизни в четверток этой недели.
Неделя 5-й аналогична предыдущей – 4-й – неделе Великого поста, когда празднуется переходящая память прп. Иоанна Лествичника: она также возникла как следствие переноса памяти святого на воскресный день; по Минее память преподобной Марии совершается 14 апреля (по новому стилю).
Также важно иметь в виду, что в службе Недели 5-й есть канон, посвященный притче о богаче и Лазаре. Этот канон – остаток древней иерусалимской традиции, согласно которой в Неделю 5-ю читалось соответствующее евангельское чтение.