Почти кончился ноябрь. Впереди декабрь, кажется, что уже совсем скоро новогодние каникулы – праздник радости и света. Ожидание Нового года и Рождества – всегда предвкушение чуда, подарков, хороших перемен… Магазины перед праздником полны веселой суетой, родные и друзья будут приходить в гости, поздравлять, угощать самыми вкусными блюдами. И вот посреди этого веселья Церковь из года в год говорит нам, что время перед Рождеством – не для гуляний и веселья, а… для поста. Почему? Зачем накануне такого радостного праздника изнурять себя воздержанием? Ради чего это делается?

На протяжении веков в Церкви сформировалась очень интересная практика – самые важные дни церковного календаря так или иначе предваряются постом. Не является исключением и Рождество – этому празднику предшествует сорокадневный период, который в Православии начинается 28 ноября и заканчивается Сочельником. В католичестве дата начала поста (на Западе он называется Адвентом) перемещается между 27 ноября и 3 декабря, но он также заканчивается Сочельником. О чем хочет сказать нам Церковь, установив перед Рождеством целых сорок постных дней?

Пост (в том числе и Рождественский) – понятие многогранное. С одной стороны, это время повышенного внимания к своему внутреннему миру, время исправления и очищения, время того, что в христианстве называется покаянием. С другой стороны, это период подготовки к чему-то очень важному. В Библии можно найти много примеров того, как к судьбоносным и решающим событиям в своей жизни люди готовились через самоограничение в еде и веселье, через особое внимание к молитве. И, наконец, третий аспект поста – это жертва Богу. Она может иметь разные формы. Например, ограничить себя в развлечениях, активно заниматься благотворительностью, помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Иными словами, жертва предполагает, что мы ущемляем себя в чем-то, и освободившиеся ресурсы направляем не на удовлетворение своих запросов, а отдаем их Богу и другим людям.

Рождественский пост очень древний. Он восходит к первым векам христианства – о нем было известно уже в начале IV столетия. Раньше его называли Филипповым постом, потому что начинался он в день памяти апостола Филиппа (28 ноября по новому стилю).

Иногда нам кажется, что радость и пост – понятия несовместимые. Но это не так. Наоборот, когда человек начинает внимательно относиться к своему внутреннему миру, его душа становится светлее, а жизнь – более осмысленной. Преодолевая свои большие и мелкие страсти, мы испытываем радость от победы над ними. Не нагрубить в транспорте, простить того, кто нас обидел, промолчать, если нас провоцируют на ссору, – разве не испытаем мы радости в тот момент, когда преодолеваем себя? Во время поста человек призван измениться качественно.

Если же не есть мяса, но при этом не бороться со своими страстями, то пост превратится в простую диету. Польза для души от него будет равна нулю.

Радость Рождества и поста, который ведет к нему, – это радость встречи с Христом. Рождество открывает одну из самых главных истин христианства – истину о том, что Бог, Творец вселенной, ради спасения человека стал одним из нас. Ради победы над смертью Он пришел в наш мир. То, о чем мечтали многие поколения людей, наконец свершилось в Вифлеемской пещере.
Рождественский пост, Филиппов пост, Адвент – как бы ни назвался период перед Рождеством, он подготавливает нас к принятию очень важной истины – благой вести о Воплощении Бога. И если бы этого не произошло, если бы Рождество было рождением простого человека либо красивой легендой, то не было бы ни Воскресения, ни победы над смертью, ни самой Церкви как Тела Христова. Наконец, самое главное: если бы не было Рождества, то не было бы и нашего спасения! Ведь оно свершилось не только на Голгофе или в Гефсиманском саду. Дело нашего спасения от смерти уже началось, когда в убогой пещере на окраине Вифлеема родился Христос. И именно Ему навстречу идет человек на протяжении всего Рождественского поста.

Протоиерей Сергий Булгаков о Рождестве

Рождество Христово совершилось для всего человечества, в каждом человеке Христос присутствует таинственною силою Своей, хотя сколь многие не ведают этого, как не уведал мир и о Его рождении от Девы в вертепе. Должно совершится Его рождение и в нашем духе. Душа должна познать в себе вертеп вифлеемский, дикие страсти, терзающие ее как звери, утихнув, должны дать место кротости и смирению <…>. Да совершится Рождество Христово и в сердце нашем, ибо без этого рождения оно останется глухо, безучастно и хладно. Христос родился, Бог вочеловечился в каждого из человеков, все мы причастны, все лично приобщаемся к тайне Его рождения.

foma.ru