Чем заняться за одним столом с близкими людьми, когда о главном поговорили, обсуждать никого не хочется, а расходиться ещё рано? Чем заменить совместный просмотр ТВ и бесконечное застолье во время праздничных посиделок с домашними? Какую альтернативу предложить подросткам, впавшим в компьютерную зависимость? Как быстро развеять ум и сплотить компанию? Ответы на эти вопросы знает преподаватель минских духовных школ священник Сергий Тимошенков, председатель Синодального миссионерского отела БПЦ. Много лет отец Сергий работает с молодёжью — для многих ребят он не просто священник, но старший наставник и друг. Своё время отец Сергий, помимо прочего, умудряется уделять и играм – настольным. Более того, он всячески их популяризирует. И вот почему.
— Отец Сергий, знаю, что Вы активно играете в настольные игры…
— Мы — я и мои друзья, и ученики — не просто в них играем, мы их очень любим, по возможности даже привлекаем к ним студентов, которые общаются с нами, и распространяем их – нам очень нравится, когда люди начинают играть в настольные игры, – улыбается. — Но сразу оговорюсь, у меня нет никакого договора с магазинами. Просто нам кажется, что это прекрасная альтернатива многим другим вещам – от питья пива до многого другого. Собраться не для того, чтобы поесть, а просто поиграть в игру ради игры, ради общения…
Куда-то исчезла живая игра с человеком
Как и все, играл я с детства. Во дворе самыми любимыми были «выбивалы», «Земля» или «Городки» с ножом, «казаки-разбойники». Из настольных любил шашки и все, что с ними связано (поддавки, щелбаны, чапаевский бой, уголки), домино, точки (наш вариант японского «го»). Ещё в детстве из журнала «Наука и жизнь» я познакомился с японской игрой рэндзю – это как наши крестики-нолики, только на большом поле. И, конечно, морской бой и его вариации.
Но пик увлечения играми возник позже, когда с молодёжным братством при семинарии (Минской духовной семинарии в Жировичах – прим.Ред.) мы начали организовывать лагеря для трудных подростков – нам понадобился некий методический материал. Я обзвонил друзей с просьбой прислать мне какие-то игры – они прислали диски с компьютерными играми… Тогда я понял, что куда-то ушло то, что я всегда любил – живая игра с человеком. И начал собирать свою базу.
Начали с того, что собрали живые игры для компании, типа «Дракон, рыцарь и принцесса», «Крокодил», «Есть контакт!». Мы составили свой «Big сборник of games» — сборник из 600-700 игр, разделенных по разным параметрам – для какого возраста игра, нужно ли для неё помещение и инвентарь, для какого количества человек она предназначена. Периодически мы черпали из нашего сборника информацию и издавали (печатали на принтере) маленькие сборнички — «Игры на знакомства», «Игры для молодёжи», «Весёлые игры для подростковой компании» и так далее…
— Чему могут научить (настольные) игры?
— Есть целое учение про игру! Игра – это настоящее искусство и прекрасный способ реализации себя. В своё время наше братство даже проводило мастер-классы по играм. Мастер по игре может не просто технически объяснить игру, но и подобрать её по параметрам, посоветовать индивидуальный «игровой рецепт»… это целый пласт учения!
Игра в умелых руках имеет много возможностей – от снятия усталости и раскрепощения до поднятия командного тонуса, от знакомства – до выявления неформального лидера, от возращения в группу ребёнка-аутсайдера до привлечения «идейного противника» на сторону педагога или вожатого детского лагеря.
Например, если дети в группе смотрят друг на друга ёжиками, стесняются и комплексуют, то как в таких условиях делать общее дело – ставить палатку или разжигать костёр? Для такого случая припасён ряд игр на сближение, в которых ребята перестают дичиться друг друга, сами того не замечая. Или может быть другая ситуация – например, в летнем лагере с подростками. В таком возрасте абсолютно естественен повышенный интерес к противоположному полу. Но если вдруг вожатый отряда заметит, что этот интерес близится к опасной черте, то и тут могут помочь игры, подразумевающие совместное дело в небольших группах, которые с помощью творчества или серьёзного командного задания позволяют скорректировать направление развития взаимных симпатий.
Игра может помочь человеку измениться, способствуя приобретению им полезных, а иногда и просто необходимых навыков и черт характера. Тот, кто умеет увлеченно играть, на время полностью погружаясь в мир игры, уважая при этом товарищей и контролируя себя, — он намного интереснее и в реальной жизни. При этом такой человек способен на большее в решении творческих, стратегических и просто житейских задач.
Кроме того, игра позволяет ненадолго отдохнуть от внутреннего напряжения, вызванного работой или жизненными обстоятельствами. Если всё воспринимать слишком близко к сердцу и не уметь абстрагироваться от проблем – внутри может лопнуть какая-нибудь важная струнка.
Кроме множества практических и полезных функций, игра ещё и просто приносит радость сама по себе, как процесс, как форма организации отдыха и общения. Бывает, что так хочется поделиться этой радостью, что, когда в компании появляется новый друг, сразу начинаем учить его нашей любимой игре.
— Можно сказать: чтобы узнать человека, с ним нужно сыграть?
— Да! Есть, конечно, и другие способы узнать нового человека, но игра представляет собой как бы особую ткань общения, «вышивая» на которой узор слов и действий, человек по-особому раскрывается. Случайно обронённые слово или реплика, манера совершать игровые действия, реакция в результате выигрыша, выражение лица и огонёк в глазах после проигрыша – всё это может многое сказать умеющему читать такие знаки. Если поиграл с человеком, то он для тебя уже стал в чем-то своим.
— Если говорить о настолках, у кого-то может сложиться впечатление, что в них играют те, кому не о чем разговаривать…
— Почему-то считается, что единственный вид общения между людьми – это разговор о чём-то. Но по-настоящему долго разговаривать можно только с тем, кого ты видишь редко или с тем, кто тебе совершенно незнаком. С близким же человеком, мне кажется, общение выражается в значительной степени не столько разговором, сколько живым и излучающим добрые чувства присутствием рядом. Семейные или дружеские беседы могут складываться из просто шутки, улыбки, взгляда. Не всегда для того, чтобы почувствовать общение «свершившимся», нужно друг с другом обсуждать насущные вопросы.
Игра же – это специально организованное пространство и время для общения без искусственности, без дежурных фраз и надуманных вопросов, без обсуждения других людей, без выдумывания тем. В то же время, в игре много возможностей поделиться теплом и радостью, поддержать другого или по-доброму пошутить над ним. Это – прекрасный вариант осознанного и живого досуга, продуманного отдыха, активной радости от общения с близкими и дорогими людьми.
— Ваши любимые настольные игры?
— О, на эту тему я мог бы говорить долго! Например, игра, которая для меня давно стала естественной частью жизни – это «7 на 9». Очень быстрая, взрывная и весёлая игра. Суть её в том, что между двумя людьми делится стопочка карт с цифрами – нужно, чтобы они по определённым правилам их выложили. Кто первый – тот и выиграл. Очерёдности хода нет, игра исключительно на быстроту, на умение считать простые числа от 1 до 10. Эта игра позволяет проснуться, да и просто расслабить мозг. А ещё это весёлое соревнование. К сожалению, из всех моих друзей очень мало тех, кто умеет в неё играть. Мой ученик Петя – единственный, кто сейчас может хотя бы иногда победить в этой игре (смеётся и просит обязательно написать именно так, чтобы подзадорить товарища по игре — прим. Ред.).
Вторя из любимых игр, это «Манчкин». Есть целый ряд её вариантов. Она задумывалась как пародия на эпические саги с благородными героями и страшными чудищами. Все карточки игры сопровождаются смешными комментариями и названиями. Суть в том, что каждый из игроков представляет собой некоего персонажа, на которого навешивается одежда, оружие и прочее имущество (в игре оно называется шмотками). Периодически открываешь карты из стопочки – так называемые «двери». Открываешь дверь и тебе встречается или что-то хорошее, или монстрик, с которым нужно побороться. По цифрам вы считаете, кто из вас круче — ты со всеми своими дополнительными штуками («шмотками») или он. Друзья, кстати, могут тебе помочь, или не помочь. Девиз игры очень своеобразный: «Мочи монстров, хапай сокровища и подставляй друзей». Но! Игровой мир – это не реальный мир, в котором действуют законы христианской нравственности, поэтому в рамках игры такой девиз вызывает улыбку, тем более она настолько проникнута шутками и несерьёзностью, что я не думаю, что у кого-то возникнет ассоциация с реальным миром.
Ещё скажу на эту тему, предугадывая несогласие со стороны невесёлой и слишком консервативной публики, которую святитель Григорий Богослов назвал «некоторыми из числа чрез меру у нас православных». Тот, кто пытается внутренний мир игры подчинить нравственным правилам настоящего, не игрового мира, ставит знак равенства между христианским учением и выдуманными условными игрового процесса, между призванным к единству с Богом человеком и выдуманными плоскими игровыми персонажами. Игра – это мир сказки, мир, сходный с миром задач по физике и математике с их заполняющимися бассейнами и движущимися в разных направлениях поездами. Мерять правила игры нормами настоящей жизни – это то же самое, что вместо решения задачи на расстояние между поездами доводить учителя или автора учебника вопросами, типа: «А перекрестился ли машинист поезда перед отправкой? А отслужили ли молебен о путешествующих пассажиры? А освятили ли бассейн, в который вода поступает по одной трубе, а вытекает по двум?».
Но вернусь к любимым играм. Третья моя любимая игра – это «Коридор». Игровое поле в ней – это квадратная дощечка с нарезными неглубокими пазиками, в которые могут вставляться небольшие перегородочки. Каждому игроку раздаётся по 10 маленьких дощечек и по фишке. Задача в том, чтобы твоя фишка дошла до противоположного края доски первой. В один ход можно либо поставить дощечку, преграждающую путь сопернику, либо продвинуть своего человека-фишку. Игра интереснейшая, интеллектуальная, стратегическая, позволяет напрячь разум. Я, например, не скажу, что очень люблю шахматы, я в детстве в них очень много играл, но на любительском уровне. Пока в семинарии не познакомился с парой однокурсников, которые в шахматы играли, не глядя на доску. Тогда я понял, что есть ряд мастеров, которые знают в шахматах все возможные ходы, и мне либо нужно стать одним из них, либо это всё время будет игра на уровне – кто лучше знает комбинацию и быстрее её увидит. Поэтому я люблю другие стратегические игры, в частности «Коридор».
Ещё люблю «Каркассон». Это игра, в которой из квадратиков строится карта местности с дорогами, полями, городами. Ставя свой квадратик, ты можешь поставить либо не поставить на него человечка (у каждого игрока 8 разноцветных человечков), каждый из которых оценивается по своим баллам. Выигрывает игрок, набравший больше баллов.
Люблю очень «Башню» — в этой игре могут играть на равных и дети, и взрослые. Из брусочков выстраивается башенка — одной рукой нужно доставать из неё по одному брусочку и сверху его докладывать. На ком башня рухнула, тот и проиграл.
Конечно, «Uno». Это игра всех времён и народов. Очень весёлая. Меня научили играть в неё дети в детском доме много лет назад, а теперь мы во всю играем в неё сами. Более того, мы используем её для того, чтобы кого-то из детей отучить от карточных игр.
«Взрывные котята» — быстротекущая и смешная игра, зависящая от случая и, конечно, от соображения играющих. Она отлично подойдёт для компании от 3-х до 6-ти человек.
— Сколько времени, в среднем, нужно на одну партию настольной игры?
— Партия в «7 на 9» занимает у нас 60-100 секунд, мы играем в неё молниеносно. Партия в «Мачкин» — около 2 часов. Игра «Цивилизация», в которой моделируются развитие целого человечества разных эпох, может занимать целую ночь и даже больше…
— Целую ночь! Очевидно, что и в настолки можно заиграться…
— Да. Мера и расчёт времени – это одно из главных правил настолок, но это правило касается любого времяпрепровождения.
Второе правило – игра ни в коем случае не должна перерастать в жизнь – каждый должен уметь различить игровой проигрыш или конфликт в игре и реальную жизнь.
Ещё игра не должна превышать финансовые возможности игроков, не в плане ставок (деньги в играх недопустимы), а в плане стоимости. Та же цивилизация, например, стоит очень дорого. Важно не перебарщивать.
— Есть ли в мире игр своя культура – о чем ещё важно помнить в ходе игры?
— Можно сказать о некой ограниченности в эмоциональном взрыве, о недопустимости ругательств и реплик, которые могут кого-то задеть. В игре важно умение уступить своё игровое место кому-то, кто тоже хочет поиграть. Умение скрашивать острые моменты, превращать их в добрую шутку. Кроме того, не мухлевать там, где это не предусмотрено правилом. Не мешать своей игрой окружающим.
— А как быть с азартом, который возникает во время игры? Всегда ли он плох?
— Я бы разделил азарт как некую игровую настроенность и запал и азарт как страсть, которая разъедает душу человека. Состояние второго вида азарта для человека разрушительно. Но для азарта в первом значении я бы подобрал другое слово. Что-нибудь, вроде «устремлённости», «игровой настроенности», «жара игры» и т. д.
Азарт почему-то связывают только с играми, но ведь он может быть связан с чем угодно – сколько людей пытаются друг друга обогнать на дороге, «обойти» в каких-то жизненных ситуациях, или тот же азарт в спорте, когда жажда победы любой ценой превращает соревнование в нездоровое соперничество.
И я думаю, что проявление плохого азарта в невинной игре говорит об одержимости человека какой-либо страстью в реальной жизни. Чаще всего это страсть гордости или тщеславия, а также гнева. Запрет на игру в таком случае ничего не даст – страсти проявляются в каждом поступке и каждом действии заражённого ими человека.
Поэтому, если кто-то замечает за собой нездоровые возмущения в сердце и разуме во время игры, следует обратить внимание на свою духовную жизнь. Советы по началу борьбы с упомянутыми страстями можно найти в святоотеческой литературе (или, к примеру, очень советую книжечку о. Павла Гумерова «Аскетика для мирян»).
— Что Вы думаете про игры на желания?
— Я против игр на желания. Всегда, когда мои друзья в них играли, наступал момент, когда увлечённость и запал веселья, подбивали придумывать желания на грани допустимого.
— Отец Сергий, Вы говорите, что игры – это не мир христианской нравственности, но ведь на человека влияет всё, что он делает.
— И человек может на всё влиять. В игре можно проявить нравственность, уступив другому, по-доброму пошутив. Но игровой мир не меряется Евангелием.
Да, игра должна быть интересна и подходить по духу, не должна высмеивать христианство и добро, быть без жёстких шуток и без пошлостей. В процессе игры, например, может возникать игровое недовольство, когда, предположим, человек проигрывает, но это не должно быть настоящей неприязнью к тому, кто выиграл. Но здесь идёт речь о поведении человека, которое не меняется принципиально от обстоятельств.
То, что человек делает во время игры – это пребывание вместе с другими. Не ходы, не обмен карточками или бросание кубика – но именно общение с ближними. Оно и само влияет на человека, и испытывает влияние с его стороны. Делать акцент на мелочах игрового быта здесь не следует.
— Один мой знакомый утверждает, что игра в «Мафию» учит человека лгать…
— Это не ложь. На уроках ораторского мастерства ученики проводят учебные диспуты, принимая на себя роль защитника или обличителя самых разных взглядов. На уроках миссиологии, апологетики или сектоведения необходимо иногда уметь защищать точку зрения оппонентов православия – для того, чтобы знать, как им ответить в жизни. А литература? А театр? В них ведь фантазия и актерская игра – это просто вид языка, на котором доносятся важные идеи.
Во время игры в Мафию также всё условно. Это лишь моделируемая ситуация, пространство игры и у игрока в ней не более чем роль. Все игроки это знают. И в шашках, и в шахматах используется хитрость, при совершении которой ты стараешься, чтобы ни один мускул не выдал твоё намерение, когда для выигрыша ты жертвуешь специально какой-то фигурой.
Играя в «Мафию» и убеждая кого-то, что именно ты – «добропорядочный гражданин», каждый игрок знает, что ничто из сказанного не серьёзно, что всё условно. В конце концов, тогда нужно и детей, играющих в водителя или доктора, обвинить во лжи. А также не забыть назвать обманом то, что малыши верят в живость их игрушек!
К сожалению, сегодня не все умеет играть в «Мафию». Ведь в ней нужно уметь друг друга слушать и убеждать на основании аргументов, у нас же «Мафия» превращается в кто кого перекричит. Но Мафия это культура убеждения, где можно оттачивать и актёрское мастерство, и умение быть в центре внимания, умение аргументировать.
— Может ли игра научить проигрывать?
— Да. В некоторых играх я, например, проигрываю, но это не мешает мне жить и по-прежнему оставаться сэнсэем для своих учеников, старшим советчиком и другом. Иногда какие-то жизненные ситуации для уменьшения болевого эффекта лучше представлять себе как просто проигрыш в какой-то игре.
— В последнее время стали выпускаться православные настольные игры – Вы с ними сталкивались?
— Сталкивался, но ни одна из них мне не нравилась, наверное, потому что все они на уровне викторин или элементарных бродилок-ходилок. Я вообще против разделения игр на православные и неправославные. Игра внеконфессиональна, это просто времяпрепровождение. Не может быть православного кофе или музыки. Но, конечно, может быть игра или музыка, наполненная безнравственностью или злом. Но это как яблоко с гнилью – без неё оно уже хорошо. Так и игра – достаточно того, чтобы в ней не было неприличностей и богохульства.
Помню, в воскресных школах был бум, когда обычные игры наполняли каким-то христианским смыслом – мне это совсем не нравилось. Хочешь придумать игру – придумывай. Как будто мы совершенно бесплодны в плане творчества. Мне за такие попытки стыдно. Или, помню, у протестантов я видел игру типа наших жмурок, с завязанными глазами, где был комментарий «в конце игры обязательно расскажите детям притчу о слепых и поговорите с ними, каково это быть слепым»…
— Какую игру Вы назвали бы национальной игрой белорусов?
— Это, конечно, не настолка. Я любил народные игры типа «Яков, Яков, где ты?», когда все берутся за руки, а барину в центре, от которого сбежал работник Яков, завязываются глаза и он его ищет. И на каждый вопрос хозяина Яков отвечает «я тут» — можно отвечать разными голосами. Особенно весело играть в неё с детьми, можно и поддаться. Нашёл эту игру в сборнике народных белорусских игр. Но в целом, я склонен считать игры интернациональными.
Игра, как и книга, как и фильм — она сугубо индивидуальна. У меня есть друзья, которые любят по кубикам рассказывать истории, но для меня это невыносимо скучно. Вообще, чтобы подобрать настольную игру человеку, нужно знать его характер и увлечения, его компанию.
— Есть настолки, которые Вы бы хотели приобрести?
— Есть детский вариант «Коридора» со смешными мышками, которые идут за кусочком сыра. Очень хочу приобрести «Калах» — вариант игры в зёрна. Хотел бы приобрести «Русское лото» для игры в кругу семьи, но настоящее, деревянное, желательно советское. Еще бы приобрел десяток колод «7 на 9», чтобы карточки всегда были новенькие и хрустящие.
Но на самом деле не следует чрезмерно усердствовать в приобретении новых игр – многие можно сделать самому. Например, «Манчкин», в который играем мы, напечатан на принтере и обклеен скотчем.
— Отец Сергий, а как Вы относитесь к картам. У Вас они есть?
— Нет. Но в детстве я очень много играл в карты. В классе 5-м я приобрел книжку с правилами всех возможных карточных игр – там было одних «дураков» 14 видов. Во все эти игры я переиграл. Но, когда я крестился и пришёл в храм, карты я бросил. Сначала я верил в то, что карты содержат в себе антихристианскую символику – прочитал где-то, что масти являются символами орудий, которыми мучили Христа. Сейчас я знаю точно, что карты не создавались, как попытка оскорбить христианство и Христа, потому что корни карт уходят в Древнюю Индию и Китай, это смесь индийской и китайской игры. Но, чётко понимая разумом, что сами по себе карты не являются злом, я их, тем не менее, очень не люблю, потому что в моём сознании с картами связано слишком много горя и страданий — столько случаев, когда в карты проигрывались деньги и ломались чьи-то жизни, случались трагедии. Поэтому я их не принимаю никак. Но демонизировать их не надо. Так и свастика – это древний крест, но после фашизма он недопустим.
— Если картами заинтересуются Ваши дети, что Вы будете делать?
— Они интересовались. Я им объяснил, что сами по себе карты вещь неплохая, но и рассказал им истории о картах, которые знал сам. Теперь они интерес к ним не проявляют. Кроме того, я даю им альтернативу – они умеют играть в Uno, в «Башню», в «Каркассон». Подрастут – научу всему остальному, чтобы выбор карт не был выбором от безысходности. Но в любом случае буду следить за тем, чтобы в играх у них не было денег и обид.
— Что Вы думаете о компьютерных играх?
— В компьютерные игры я играл. Любимые – это «GTA Vice City», «Morowind». Но я никогда не испытывал зависимости от них. Возможно, потому, что я познакомился с ними в уже более-менее взрослом возрасте и сумел увидеть, что они могут забрать всё свободное время. Мне же всегда не хватало времени на что-то. Если бы у меня не было других увлечений, то я, наверное, тоже бы на них подсел. Но для меня в этих играх интерес был в основном эстетический – в том же «GTA» меня просто привлекала реалистичность мира американских городов середины 20-го века.
В компьютерной игре тяжелее всего соблюсти норму времени. А ещё следует помнить о том, что за игрой в данном случае не стоит ничего – ни развития, ни общения. Даже если играешь с кем-то — человек проецируется в компьютерный мир, и ты его самого не видишь, а играешь с его героем.
В компьютерной игре нет стопора, кроме внутреннего. А внутренний стопор сам не появится. Он может сформироваться только тогда, когда человек знает вкус другого времяпрепровождения, знает вкус общения. Вот почему в зависимость от компьютерных игр попадают замкнутые дети.
Мне кажется, что альтернатива играм компьютерным – игры живые и настольные, которые помогают человеку раскрыться и выйти из себя, перестать быть закомплексованным. Не знаю человека, который бы знал бы вкус настолок и впадал в зависимость от компьютерных игр.
Не считаю, что играть в компьютерные игры недопустимо. Но умение играть нужно воспитывать. Думаю, что одними запретами этого не достичь. Вот бы в тех же школах были люди, хорошо знакомые с миром компьютерных игр и знающие человеческую природу. Такие специалисты могли бы научить детей и подростков культуре игры, в том числе и компьютерной. Но в любом случае, я уверен, что бесконечно лучше потратить время на настольную игру, в которой есть полноценное общение с другим человеком, которое само по себе, хоть и не оставляет никаких материальных следов, является настоящим сокровищем.