Вот и прошла первая неделя Великого поста. Сегодня церковь отмечает Торжество православия. День, когда Константинопольский собор, восстановил иконопочитание. 

Борьба с признанием почитания икон началась в VIII веке. И продолжалась до IX века. 

Но, начнем по порядку. С началом распространения христианского учения возникла и церковная живопись.  Еще в I – III веках первые христиане, вынужденные скрываться от преследователей в катакомбах, стали изображать на стенах своих убежищ эпизоды из Ветхого и Нового завета. Эти рисунки носили вероучительный характер.  Тогда же возникли и первые образы. 

Вместе с фактическими изображениями Христа, в первые века появились и символические образы: добрый пастырь с овцой на плечах, виноградная лоза, и самый распространённый образ – рыбка. Изображение рыбы часто встречалось в настенных росписях, и маленьких рыбок из разных материалов первые христиане носили на шее, как сейчас православные носят на шее крест.  

Богородица изображалась естественным образом, а не символическим. Так же изображались апостолы Петр, Павел и другие первохристианские мученики. 
С прекращением гонений на христиан и установлением христианства как государственной религии Рима церковное искусство начало активно развиваться. Живопись сделала христианское учение доступным неграмотным слоям населения.  

Нил Синайский писал: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний ,рассматривая живописные изображения , приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу, и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям…» 

Помимо вероучительных целей, живописные изображения Спасителя, дополненные буквами альфа и омега, используются в борьбе с ересью арианства, утверждавшей, что Христос не есть Бог. Так, использование первой и последней букв греческого алфавита, имеет символическое значение, Иисус Христос — Бог начала и конца всего сущего. 

Правила написания священных образов окончательно сформировались к VII веку.  Но в тоже время произошел и перекос в почитании икон. Люди начали испытывать сильные душевные чувства именно к написанному образу, а не к личности изображенной на иконе.

Так начался период иконоборчесвта, который длился почти 100 лет. 

Византийские императоры и патриархи, приводя в качестве аргумента вехозаветную заповедь Моисея о недопустимости сотверении кумира и какого либо изображения, выступали против поклонения иконам, как рукотворным вещам. 

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20: 4,5).

Защитники же утверждали, что иконопочитание выражает лишь почтение изображенной на иконе личности, а не служение самому предмету.

Конец икоборчеству положила царица Феодора, жена греческого царя- иконоборца Феофила. После смерти мужа, будучи регентом малолетнего сына Михаила, Феодора созвала Вселенский Собор, на котором было выработано целое учение об иконах. 

Так, для верующих, икона — это образ, глядя на который человек в уме обращается к тому, кто изображен на ней, к первообразу. Отношение к иконе можно сравнить с отношением к фотографии близкого, родного человека.

Карточка нисколько не заменяет саму личность, но имеет эмоциональную ценность. Поэтому и в богословской традиции принято говорить о почитании икон, а не о поклонении им. 

Вероника Голубовская
www.tut-news.ru