Как поститься
Пост 1-й седмицы Великой Четыредесятницы строже других седмиц Великого поста по Уставу. Типикон в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы предписывает максимально строгую степень поста – полное воздержание от пищи; в среду и пятницу, то есть в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, – однократное сухоядение после окончания Литургии. Отметим, что по слову свт. Афанасия (Сахарова), Типикон – это идеал, «нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое». Подробнее см.: Пост по Типикону.
Богослужебные особенности
Богослужение первых дней Великого поста также более строгое, покаянное, менее торжественное. В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и вечерни. Литургия в эти дни не совершается.
В среду и пятницу утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и Литургии Преждеосвященных даров.
Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского. Великим постом этот канон прочитывается дважды. На 1-й седмице он разделяется на четыре части, а полностью он прочитывается на утрени четверга 5-й седмицы. Чтение Великого канона на повечериях – главная богослужебная особенность 1-й седмицы в сравнении с остальными седмицами.
Вторая существенная особенность 1-й седмицы, характеризующая ее как более строгую в сравнении с другими, – в эту седмицу не совершаются праздники святых с полиелеем, но, если какой-либо праздник случится по календарю, он переносится на 1-ю субботу поста. Именно по этой причине в 2024 году на 23 марта переносится с пятницы полиелейная служба 40 мучеников Севастийских.
Смысловое содержание богослужений
Хотя весь пост является особым временем покаяния, в дни 1-й седмицы Церковь делает максимальный акцент на теме покаяния. Этот акцент присутствует в песнопениях Триоди. Также благоприятным вспомогательным фактором, создающим соответствующую атмосферу и способствующим развитию покаянного чувства, является последовательность читаемых паремий из Книги Бытия. Как раз за первые пять дней поста прочитываются Быт.1-3, в которых перед нами разворачиваются события праистории: мы слышим рассказ о творении Богом мира и человека, удивляемся тому величию и блаженству, которое имел первозданный Адам, но в пятницу мы переживаем драму грехопадения и наказания прародителей.
Кроме этого, в духовном измерении пост – начало года, и потому в начале года уместно исследовать себя и принести покаяние за весь прошлый год, за весь период от окончания прошлогоднего Великого поста до наступления нынешнего. Эту мысль выражает архим. Иоанн (Крестьянкин): «На первой седмице говение особое. Это отчет пред Богом за весь прожитый год со строгой проверкой себя, своей жизни пред лицем Правосудия Божия».
Суббота 1-я поста – память вмч. Феодора Тирона (23 марта)
В пятницу после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон вмч. Феодору Тирону и освящение колива (вареной пшеницы на меду или рис с изюмом). Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой вмч. Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. В память об этом событии на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование вмч. Феодору Тирону.
Неделя 1-я Великого поста – Торжество Православия (24 марта)
В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста, был совершен торжественный чин Православия (восстановление иконопочитания). С этого времени Церковь стала праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжеством Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия.
Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. Соединение вместе памятей Всех святых пророков и Торжества Православия напоминает нам об истинности Православной веры, в которой исполняются все ветхозаветные пророчества и которую не смогли одолеть ни древние ереси, ни тяжелые гонения. В Молебном пении Торжества Православия Церковь поет: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!».