«Хлеба и зрелищ», именно так великий римский поэт-сатирик Ювенал описал состояние своих соплеменников. И хоть родился он чуть позже описанных ниже событий, народ и до, и после жаждал впечатлений.
Итак, знакомьтесь, римский центурион (сотник, командир военного подразделения) по имени Лонгин. Опытный вояка, ветеран преклонных лет. За плечами ни одно сражение, кровь, ранения, смерть врагов и друзей... Впереди отставка и неизвестная жизнь не по приказу. А сейчас, сопровождение на казнь троих осужденных…
Да, это Иисус Христос и два разбойника. Для пущей зрелищности, приговоренные к смерти, сами должны нести свои кресты. Измученный и истерзанный побоями Христос, под тяжестью ноши, начинает падать. Толпа злорадствует, иудейские начальники боятся, что умрет Иисус, не дойдя до места казни. А сотник Лонгин не может понять такой ненависти еврейского народа именно к этому человеку. И казнь эта у него не первая, и смертей он повидал достаточно на своем веку, но одно дело поражать врага в бою, во славу родного Рима, другое видеть неоправданную жесткость к избитому соотечественнику…
Что бы быстрей выполнить неминуемое, отдает сотник распоряжение своим воинам. Смерть на кресте была позором, и даже дотрагиваться до креста по своей воле никто бы не стал, поэтому солдаты, насильно выдергивают из толпы одного из любопытствующих.
Для воина обычное дело выполнить любой приказ, привели солдаты приговор в исполнение.
Теперь следуя римскому уголовному праву, в назидание другим, возле каждого преступника необходимо установить таблички с указанием вины и имени осужденного. Занимается сотник привычным делом. Этот разбойник, второй такой же… А третий? Читает римский центурион «надпись вины Его: Царь Иудейский» (Мр 15,26) и не понимает, за что осудили Христа.
Но всё идет по плану, всё как всегда. Делят солдаты одежды распятых.
Только не покидает сотника странное напряжение, предчувствие чего-то ужасного… Ни одну казнь он видел, но с этой явно что-то не то…
И потому как держался и что говорил Иисус:
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают». (Лк 23, 34)
И как злословил в какой-то дикой радости народ «говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк 23, 35)
И даже разбойники, которых ждала такая же мучительная смерть, не оставались в стороне. Один вторил толпе, второй заступался:
«мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». (Лк 23, 41)
И думает центурион: «всё, хватит, пора на покой!».
Состраданием к иноверцу наполняется сердце. Да и сомнения в его виновности всё больше и больше одолевают старого солдата…
А тут ещё в самый полдень меркнет солнце «и сделалась тьма по всей земле» (Лк 24:43)
и Иисус, умирая, «громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой.» (Лк 24, 46)
К необъяснимой темноте добавляется землетрясение. Страх охватывает всех присутствующих, а сотник и его воины, так потрясены происходящим и ощущением сверхъестественности, что в сердцах восклицают «воистину Он был Сын Божий» (Мф 27, 54)…
…Потом было чудесное Воскресение Христово. И Лонгин со своими солдатами был его свидетелем.
Теперь центурион ни в чем не сомневается. Оставил он свою службу и уехал в селение к отцу. Об увиденном чуде рассказывает людям.
А иудейские начальники, наоборот, изо всех сил стараются скрыть правду о Христе, но тягаться с римским гражданином им не под силу. Тогда воспользовавшись привычным способом, подкупом и наговором, добиваются они вынесения смертного приговора бесхитростному воину.
Но смерть уже не страшна центуриону Лонгину, померкла она в лучах Воскресения Христова.
Давно прошли те дни, однако и сейчас стойкие солдаты отдают свои жизни за веру. Так 23 мая 1996 года в чеченском плену после пыток и истязаний 19- летний Евгений Родинов, солдат-срочник Российских Пограничных войск, отказался снять нательный крест и перейти в ислам. Как и римский сотник, Женя был обезглавлен.
Вероника Голубовская
www.tut-news.ru