«Сжав зубы до скрипа сердца, сцепив пальцы до хруста, радуйся, ибо ты живешь. Радуйся бирюзе неба и рубиновым лучам рассвета. Радуйся жемчугу капель дождя, потому что по-другому нельзя. Радуйся отчаянной радостью израненного воина. Пусть битва проиграна, но флаг не спущен, и оружие не брошено в грязь, и ты не бежишь с позором, потому что нечем бежать. И остается только стоять насмерть. А когда ничего не осталось, радуйся высшей радостью за ближних своих. Радуйся чужой любви и звонкому смеху не своих детей. Даже когда свинцовые тучи – радуйся. В дождь и слякоть радуйся. Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе человек!» (епископ Лонгин (Жар)

Лично для меня это слишком высокая планка духовности. Где взять источник для радости? Ведь должна наверно быть заветная мысль или вера, которая даст силы? Что простому человеку доставляет радость сегодня? Благосостояние, удовольствия, заниматься тем, что приносит радость, жить с тем, кто дорог. Все это так зыбко. В любой момент может произойти нечто и богач разоряется, любимый человек уходит, удовольствия надоедают. Страх будущего вызывает тревогу, а переживание о прошлом – депрессию, и эти качели мешают наслаждаться тем, что происходит сейчас, именно сейчас, в конкретную минуту.

Мы тратим 60 % процентов энергии на воспоминания о прошлом, 30% на переживания о будущем и только 10% на настоящее

Так где же источник радости? В Боге. Если радоваться о Боге, если Его прославлять, то мы связаны с Ним молитвой. Как-бы не уходила под нашими ногами земля нам всегда есть за что уцепиться. Возможно поэтому и мученики, и отшельники хотя страдали и боялись, но были исполнены радостью. Радость сохранялась в них наверно потому, что в основе ее был сам Господь. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю радуйтесь (4.4 послание к филиппийцам).

На мой взгляд это одна сторона, с которой можно посмотреть на умение радоваться. А другая… . «Чтобы победить печаль, нужно победить гнев». Значит предстоит борьба со своими страстями, которые приводят к унынию? Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание защищать Отечество, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и отрекается от диавола и всех дел его. Возможно, это звучит пафосно, но бой предстоит не на жизнь, а на смерть.

Здесь я запуталась и не могу найти для себя конкретный ответ. То, что радость в самом Боге, это понятно, но значит тогда надо так сильно любить Его, чтобы исполнение двух главных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» пока над человеком господствуют страсти невозможна? Разве может тщеславный, гордый человек любить Бога и ближних, а сам находится в унынии и гневе? Нет не может. Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают им служить. «Всякий делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).

Обдумывая все это, как-то сам собой напрашивается вывод. Очень важно верить в перемену, в исцеление, в чудо. Чтобы в душе у нас была надежда на то, что близится что-то лучшее, чем отчаяние, разочарование и уныние. Христос спрашивал, прежде чем совершить чудо «Веришь ли ты?» (ср. Ин.11,26). Когда кто-нибудь говорил: «Верю!» — тогда происходило чудо, потому что вера значит -открыть душу, доверять, принимать в себя радость. «Веселость – не грех, она усталость отгоняет, а от усталости уныние бывает – и хуже его нет» (Преподобный Серафим Саровский).

Светлана Азовцева
n-do.by