Мы все знаем, что случайностей не бывает, но я… случайно, прочитала «Пещеру». Это предполагаемый разговор Бога с христианином, который всего боится…, думая: а как-бы чего не вышло. Авторство отца Алексия.

— Выходи!

— Нет, Ты что? Мне нельзя.

— Можно. Уже давно можно. Возвращайся.

— Нет-нет, я недостоин! Мне страшно! Я вылезу, а Ты меня огнем попаляющим!

— Я же Сам тебя зову, какой огонь? Неужели тебе там хорошо?

— Нет, тут холодно и сыро. Но я самый плохой на земле и должен окончательно убедить себя в этом. В этом смысл всего!

— Кто тебе это сказал? Я разве прошу тебя считать себя самым плохим? Смысл всего в том, чтобы вернуться ко Мне.

— Но я же нечистый? А у Тебя там с этим строго!

— Да, греху здесь нет места. Но не переживай об этом. Просто признай, что ты и твои грехи –это не одно и то же.

— Но я не могу прекратить делать многое из того, что называют грехом!

— Я знаю. Но неужели ты думаешь, что через бесконечное горделивое самоунижение можно очиститься? Смирение не в повторении жалостливых слов, а в том, чтобы прийти ко Мне. Просто возвращайся.

— Но я же каюсь! Разве этого мало?

— Ты просто произносишь слова сожаления. Но ты еще в пещере.

— Но я же причащаюсь!

И делаешь это ради себя, когда тебе удобно. Поэтому ты в пещере.

— Но я же хожу в храм, соблюдая посты, говорю правильные слова, жертвую нищим!

Ты это делаешь ради себя, поэтому ты еще в пещере.

— Что же еще мне надо делать? Я сделал всё, чему меня научили Твои священники.

— Разве тебе не говорили о главном? Полюби. Не используй, а полюби. Двигается ко Мне только тот, кто любит.

— Не слишком ли много Ты от меня требуешь?

— Да, много. Всего. Выходи!

Согласитесь, этот диалог понятен каждому из нас. Выделенный текст акцентирует внимание на тех фразах, которые на мой взгляд, особенно четко дают характеристику страхов начинающего христианина, или неофита. И еще, воцерковленность, я думаю, не знак равенства спасению души. Иногда, листаешь блог какого-нибудь «миссионера», а там: где правильно сидеть, как правильно стоять, как правильно креститься и прочие другие правильности. В итоге: человек наполняется знаниями, которые внешне делают его «правильным православным», а что толку? В сердце гора обид, злобы и ненависти.  Нет борьбы со страстями, нет стремления к правде Божией. И ходит такой человек, убежденный в своей праведности, а понять не может, почему так тяжело на душе?

С другой стороны, воцерковление – важные знания для христианина. Обладая ими понимаешь, зачем поститься, молиться, исповедоваться, причащаться. Однако, 2000 лет назад Христа Спасителя распяли именно воцерковленные люди. Они постились и правильно молились, давали десятину на храм и знали весь Закон и пророков. На них смотрели как на духовнейших людей, но они не поняли главного, не поняли Истины…, не поняли Того, Кто сказал о Себе – «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь».

Вот и получается, что внешняя наша воцерковленность очень похожа на законность Ветхого Завета. Шаг влево, шаг вправо, что-то не так съел, ступил не туда –ты уже согрешил. А между тем, Христос даже блудницу и мытаря не осудил.

Светлана Азовцева
n-do.by