Письмо в редакцию:

Скажите, пожалуйста, есть ли такой момент, когда про человека можно сказать, что теперь он может называть себя настоящим верующим, что он достиг какого-то результата? С одной стороны, в Церкви часто слышишь, что все несовершенны и до настоящих верующих всем еще далеко, а с другой стороны, сколько ты ни стараешься делать, что тебе предписывают, больше воцерковляться, внутри нет ощущения, что ты продвинулся куда-то серьезно. Как понять, что ты не зря в церковь ходил и что вот у тебя есть результат? Простите, если это наивные вопросы, но я не могу в этом разобраться, и у меня, если честно, опускаются руки, появляется какая-то апатия к церковной жизни в последнее время из-за того, что не могу сказать, чего я достигла за годы хождения в храм.

Ксения, Орел

Отвечает Александр Ткаченко

Любому человеку свойственно оценивать успешность дела, которому он посвятил много времени и сил, по результатам этого самого дела. И церковная жизнь здесь вряд ли является каким-то принципиальным исключением. Если человек много лет ходит в храм, молится, читает Священное Писание, старается выстраивать свою жизнь по заповедям Евангелия, то мысли о том, насколько успешны его действия в этом направлении, абсолютно естественны и закономерны. Но здесь его подстерегает одно серьезное искушение, о котором, к сожалению, мало кто задумывается.

Тезис 1:

Пройденный путь мы часто обесцениваем, сравнивая его с тем, чего еще не достигли.

Дело в том, что есть два способа оценить свое текущее состояние. Один — это посмотреть на пройденный путь и сравнить себя нынешнего с тем, каким ты был в самом начале этого пути, когда еще даже не встал на него, а лишь собирался это сделать. Скажем, решил человек научиться играть на гитаре. Купил себе инструмент, договорился с преподавателем и два раза в неделю посещает занятия, где тот учит его правильной постановке рук, объясняет, как извлекать звук, как пережимать струны так, чтобы не уставали пальцы, и еще многому другому. Потом этот человек идет домой и каждый день занимается самостоятельно, повторяя усвоенное на уроках у мастера. Постепенно руки у него крепнут, пальцы привыкают к непривычным ранее усилиям. И он с удивлением обнаруживает, что уже способен исполнять простые пьесы и подбирать аккомпанемент к своим любимым песням. Вот так: месяц назад вообще не умел играть, а теперь — может, пускай и не очень уверенно!

Это всегда очень радостно — осознавать, что ты приобрел новые навыки и возможности, обогатил свой внутренний мир, стал интереснее самому себе и окружающим.

Но вот тут-то и появляется то самое искушение, которое не все могут перенести без ущерба для себя. Вдруг откуда-то возникает второй способ оценки своей успешности — сравнение себя нынешнего с тем, чего ты еще не достиг.

Ведь чем больше ты осваиваешь гитару, тем лучше начинаешь понимать содержание музыки вообще. То, что раньше представлялось тебе каким-то размытым гулом, вдруг постепенно проявляется, обретает контуры прекрасной гармонии. И ты вдруг начинаешь видеть, какого потрясающего исполнительского уровня достигли великие гитаристы, чье творчество еще совсем недавно казалось тебе ненужной никому заумью. И с грустью понимаешь, что никогда не сможешь так играть. А твои нынешние «достижения» вообще равны нулю по сравнению с игрой настоящих музыкантов. Ты всего-то и научился — петь четыре своих любимых песни под собственный корявый аккомпанемент…

Примерно то же самое может произойти и с верующим человеком, пытающимся дать оценку своей церковной жизни. Люди приходят в Церковь, обремененные тяжестью своих грехов, изнемогающие от этого груза. Многие из них вообще перестали видеть смысл в собственном существовании и пришли сюда как раз в поисках этого смысла. Потом постепенно — через таинства, через молитву и покаяние, через исполнение заповедей Христовых — этот греховный груз начинает отваливаться от них, подобно засохшей грязи. И люди с радостным удивлением вдруг начинают видеть, что помимо пьянства, блуда, воровства, сквернословия в мире есть совсем иное содержание — чистое и прекрасное, дарящее тихую радость и полноту бытия. Так в жизнь человека начинает входить Бог Своим благодатным действием. Но чем больше просвещается душа светом благодати Божьей, тем лучше становятся видны в этом свете различные грехи и пристрастия, которых раньше мы и не заметили бы. При этом, все более входя в церковную традицию, мы начинаем понимать, каких высот чистоты и святости может достигать человек, вставший на путь христианства. И на фоне этих сияющих высот чужой святости можно увидеть себя никчемным, ничего не достигшим и вообще обесценить всю свою жизнь в Церкви, признав эту жизнь никуда не годной, бессмысленной и ни к чему доброму тебя не приведшей.

Но это и есть то самое искушение, когда, оценивая свое духовное состояние, смотришь не на пройденный путь и не на то печальное состояние, из которого тебя когда-то вывел Господь, а на далекие вершины, кажущиеся тебе недосягаемыми. Ничего другого, кроме уныния и чувства безнадежности, такой взгляд на себя человеку в Церкви не приносит. Пропадает всякое желание двигаться дальше, тает надежда на спасение, а самое печальное — исчезает благодарность Богу за все те изменения, которые Он уже произвел в тебе, пока ты ходил в храм, молился, каялся в грехах, причащался Тела и Крови Христовых. Ведь эти изменения есть! Пусть они не такие масштабные, как тебе хотелось бы, но они есть. Точно так же, как есть изменения и у того начинающего гитариста. Ведь он сначала вообще не умел играть на гитаре. А теперь уже может петь свои любимые песни под собственный аккомпанемент. И что за беда, если он пока не достиг виртуозной техники, которую видит у выдающихся исполнителей! Да если и вообще никогда ее не достигнет — тоже не проблема. У каждого — свои ограничения. Их нужно уметь принимать и радоваться тому, чего удалось достигнуть.
То же самое можно сказать и о духовной жизни. Ты был духовно мертв, а сейчас — ожил. Пусть ты немногого добился, да. Но ты теперь — живой! Ты ходишь перед Богом, читаешь Его слово, веришь в Его любовь и надеешься на Его милосердие. Разве это не прогресс по сравнению с тем состоянием, в котором ты когда-то пришел в Церковь?

Тезис 2:

Еще одна ошибка, которая часто подстерегает верующих людей, — это попытка оценивать плоды своей церковной жизни исключительно в рамках самой этой церковной жизни.

Но ведь не случайно Сам Господь назвал Царство Божие закваской, которая меняет качество теста, делая его пышным и пригодным для выпечки хлеба. Так и наша церковность исподволь пропитывает собой все остальные области нашего бытия, даже если мы сами этого не замечаем. Чтобы в этом убедиться, можно поставить простой мысленный эксперимент.

Представим на мгновение, будто никакой Церкви и веры в Бога в нашей жизни вообще никогда не было. Понятно, что у каждого тут получится своя индивидуальная история. Но безусловно одно: все эти истории будут другими. В них уже не будет надежды на Бога в ситуациях, когда своих сил не осталось и впереди один сплошной мрак и безысходность. Не будет упорных попыток борьбы со своими страстями (а возможно, и вообще не будет внятных представлений о том, что есть добро, а что зло). Там исчезнет идея посмертного воздаяния за все, что мы делаем, говорим и даже думаем в этой жизни. А самое главное — исчезнет образ общего Отца, с любовью и нежностью заботящегося о каждом из нас в каждое мгновение нашего существования в этом мире.

Фото: Виктория Воронцова

Вот это все нужно вычесть из своей жизни и посмотреть, что изменилось бы в ней и в какую сторону? Какой стала бы тогда эта жизнь и какими были бы в ней мы сами? На фоне получившейся картины результаты нашей реальной церковной жизни можно будет увидеть куда более отчетливо. Станет понятно, что привнесла она во все наши дела — в семье, в учебе, на работе, в общении с другими людьми.

Образно говоря, церковную жизнь можно сравнить с источником света, который пронизывает все остальные сферы нашей деятельности. И результат ее — не в количестве поклонов, знании молитв и умении воздерживать себя от определенных видов пищи в пост. Плоды нашей церковности — в том количестве света евангельских заповедей, которое мы впустили в свою повседневную жизнь. И даже если этого света обнаружится там совсем немного, это не повод для уныния. Ведь его могло не быть вовсе. А так получается, что мы все же даем Богу действовать в нас, изменять нас, осуществлять в нас Свой благой замысел о человеке. Бог для нас не чужой, мы уже не прячемся от Него в темноте собственных грехов. Напротив — мы теперь видим эту темноту, знаем, что призваны избавляться от нее, и даже пытаемся это сделать. Уже одно это — очень неплохой результат церковной жизни для верующего человека.

Тезис 3:

За унынием от своей никчемности нередко стоит наше неумение благодарить Бога.

Интересно, что и великие святые тоже видели себя все более грешными по мере приближения к Богу. Более того, именно такой порядок прохождения этапов духовной жизни они считали единственно возможным: сначала — шаг к Богу, потом — обнаружение своей греховности. Современный богослов митрополит Каллист (Уэр) пишет: «Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. <…> Согласно отцам пустыни, “чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник”. В качестве примера они приводят Исаию: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: Свят, Свят, Свят; и лишь после этого видения он восклицает: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами (Ис 6:1–5)».

Разница лишь в том, что святые не впадали в уныние, видя себя грешниками. Потому что умели ценить явленную им любовь и милосердие Божие во всех ситуациях своей жизни. И сколь бы ни был мал очередной дар Божий, они радостно благодарили Господа и за эту малость. Преподобный Нектарий Оптинский — за свою дружбу с котом. Преподобный Варсонофий Оптинский — за умение играть на скрипке. Святитель Феофан Затворник — за возможность заниматься резьбой по дереву и переплетным ремеслом. Конечно, эти занятия составляли совсем небольшую часть их деятельности, наполненной молитвой и духовным наставлением своих многочисленных чад. Но святые понимали, что любая наша негреховная радость — от Бога. И благодарили Его каждый раз, в какой бы мелочи эта радость ни заключалась.

И этот путь богообщения никому из нас не заказан. Ведь благодарность Богу за всякую радость — это тоже ниточка, связывающая нас с ним.

И напоминание об этом у апостола Павла — это такая же заповедь, как и о непрестанной молитве. Собственно, Он и говорит обо всем этом сразу: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).

Допустим, ты за двадцать лет, проведенных в Церкви, так и не научился непрестанной Иисусовой молитве. Допустим, ты не избавился от каких-то своих страстей, они продолжают портить жизнь тебе и твоим близким, когда ты помимо воли срываешься то в гнев, то в уныние, то в обидчивость. То есть ты не стал за эти годы бесстрастным молитвенником. Что ж, это факт. И никуда от него не денешься. Но ведь есть же у тебя в жизни что-то такое, что тебя радует, доставляет удовольствие, делает твое сердце мирным, дарит ему тишину и покой, пускай даже и ненадолго. Например, ты любишь гладить кота. Или смотреть, как утром с неба тихо падает снег. Или пить вкусный кофе с булочкой. Или как следует попариться в бане березовым веником. Вся наша жизнь пронизана такими мимолетными радостями, нужно лишь научиться замечать их. А заметив, поблагодарить Бога за этот дар. Просто, своими словами, идущими от сердца и рожденными этой самой радостью прямо здесь и сейчас. И чем чаще ты будешь замечать радующие тебя мелочи твоей жизни, тем чаще будешь обращаться к Богу с благодарностью за эту радость. Это будет куда более продуктивный путь, чем унылая констатация собственной никчемности. И этот путь тоже освящен Церковью.

Еще полторы тысячи лет назад святитель Василий Великий говорил о такой практике следующее: «Сидишь за столом — молись; вкушаешь хлеб — воздавай благодарение Давшему; подкрепляешь вином немощь тела — помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в облегчение недугов. Миновалась ли потребность в снедях? Да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон — благодари Давшего; облекаешься в плащ — усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, сохраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие.

Прошел ли день? Благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огнь освещать нощь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих, Богу, Который “вся премудростию сотворил” (Пс 103:24). Когда увидишь, что вся животная природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто и против воли нашей посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов и чрез малое успокоение опять приводит в бодрость сил. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою».

Тезис 4:

Важно стремление к цели, а не твои сомнения в ее достижимости.

Сияющие на солнце вершины высоких гор могут показаться совсем близкими. Но чем дольше ты к ним идешь, тем лучше понимаешь, насколько они далеки. И если ты действительно имеешь твердое намерение добраться до них, то остается лишь один вариант — спокойно и размеренно идти, ориентируясь на их свет. И не терзая себя мыслями о том, стал ли ты настоящим верующим или еще нет. Есть известная фраза: «Видишь свою цель — беги к ней. Не можешь бежать — иди шагом. Не можешь идти — ползи. Не можешь ползти — ляг и лежи по направлению к цели». Наверное, и применительно к духовной жизни христианина этот принцип очень хорошо подходит. Потому что своими силами ни один из нас не сможет дойти до Царствия Небесного, кто бы сколько ни прошел на этой дистанции. В земной нашей жизни важно лишь не сбиться с курса, не потерять из вида его духовный свет и не отпасть от Церкви. Которая и создана Христом ради того, чтобы направлять души людей к Богу, не давая им потеряться во мраке века сего. Все остальное сделает с нами уже Сам Господь.

foma.ru