Священник Евгений МУРЗИН
редактор направления «Вера»

Представление, что тот или иной предмет обладает некими особенными свойствами или силой, которые проявляются независимо от человека и его веры, больше характерно для магического, языческого сознания. Неважно, идет ли речь о вещах, входящих в церковный обиход, или нет. Не являются исключением и свечи.

Свеча в Православной Церкви имеет как практическое, так и символическое значение. Раньше, до повсеместного перехода на электричество, свечи в храме, особенно в условиях короткого светового дня, выполняли свою прямую задачу — служили источником света. В то же время с давних времен светильники использовались в контексте богослужения, даже когда в этом не было практической необходимости. Из Библии мы знаем, что особым образом изготовленный светильник был установлен уже в первом святилище Древнего Израиля, скинии, а затем — в Иерусалимском храме, где он выступал символом Самого Бога и Его присутствия в собрании верующих. Похожее символическое значение светильник имел и в раннехристианской Церкви, напоминая верующим об Иисусе Христе, Которого евангелист Иоанн называет Светом истинным (Ин 1:9). «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — писал христианский апологет II века Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Свеча также служит символом молитвы, горения человеческого сердца любовью к Богу, не случайно возник обычай ставить и зажигать свечи перед иконами перед тем, как помолиться изображенным на ней Господу, Божией Матери или святым. Еще одно назначение свечи — это жертва, которую христианин приносит Богу. В древности с преобладанием натурального хозяйства люди могли приносить в храм воск, материал для фитилей или непосредственно свечи, изготовленные самостоятельно. Сегодня, заходя в храм, мы вносим денежное пожертвование за свечи, произведенные фабричным способом специально для церковного употребления.

Сретение Господне. Андреа Монтенья, 1465—1466 г.

Из сказанного видно, что свеча в Церкви имеет служебную функцию. Она призвана напоминать о Боге, своим спокойным стройным горением настраивать на молитву, побуждать к делам милосердия. Другой сакральной нагрузки у нее нет. Откуда же тогда возникло особое отношение к так называемым сретенским свечам и сам обычай освящать свечи в праздник Сретения Господня? Тому есть несколько объяснений. Так, в этом видят отражение средневековой народной религиозности и связывают представления об особой силе сретенских свечей с языческими культами, в которых особое внимание уделялось огненной стихии. Например, древние славяне устраивали в феврале празднества в честь Перуна, повелителя грома и молний, которые нередко становились причиной пожаров. С принятием христианства, когда главным февральским праздником стало Сретение Господне, отголоски языческих верований и страх перед пожарами трансформировались в заблуждение, что освященные сретенские свечи обладают чудесными свойствами и способны защитить дом от молнии и пожара.

Сам же обычай освящать свечи в праздник Сретения имеет западное происхождение и пришел в Россию только в XVII веке благодаря митрополиту Киевскому Петру (Могиле). В составленном им требнике он изложил особый молитвенный чин освящения свечей с отсылкой к католической традиции церковных процессий с зажженными светильниками, которые совершались на Сретение. Такие процессии проводились в Западной Церкви уже в раннем Средневековье. С одной стороны, это объяснялось стремлением перекрыть языческие факельные шествия, которые раньше устраивались в это же время в Риме в честь бога Плутона. С другой, это, вероятно, находило обоснование в словах праведного Симеона о свете Христовом, просвещающем язычников, которые тот произнес, увидев в храме Богомладенца Христа: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет кпросвещению язычников… (Лк 2:30–32).

На то, что изначально свечи, освященные на Сретение, использовались во время процессий, указывает и сам молитвенный чин освящения. В молитвах неоднократно говорится, что после освящения свечи именно носят. Так, священник молится, чтобы Бог благословил людей, «желающих их (свечи. — Прим. ред.) всечестно носить и Тебя в песнопениях славословить», и свечи, «которые мы, Твои рабы, к величию Имени Твоего воспринимаем и носить желаем» и «светлость которых будет изнесена людям повсюду».

Традиция освящать сретенские свечи на Руси (этот обычай был распространен главным образом на юге и юго-западе России) вытекала и из особенностей сельского уклада. Дело в том, что в деревнях после завершения работ по заготовке запасов на зиму и главных зимних праздников — Рождества и Крещения, крестьяне принимались за изготовление свечей из заранее припасенного для этого воска, других обязательных работ по хозяйству, кроме обычных повседневных дел, в это время все равно не было. К Сретению эти работы завершались, и в сам праздник люди приносили в церковь пучки свечей для освящения.

Как же относиться к сретенским свечам? Так же, как к любому другому церковному благословению, — бережно и благоговейно. В уже упоминавшихся молитвах на освящение сретенских свечей ничего не сказано об их чудесных свойствах. Зато много говорится о нас — людях, которые затем будут их использовать. О том, чтобы Господь был к нам милостив, чтобы в наших сердцах зажегся огонь Божественной любви, чтобы мы сподобились достойно предстоять Творцу, чтобы Бог просветил нас «светлостию Святого Духа» и помог нам достигнуть «непрестанного света». Если, глядя на ровное пламя свечи, мы будем вспоминать эти удивительные слова, если они начнут звучать в наших сердцах, если мы сохраним в себе ощущение встречи со Христом, то это и будет самым настоящим чудом, которое произойдет в том числе и благодаря сретенским свечам.

foma.ru