Святитель Иоанн Златоуст (~347-407): «Пришел на землю всецело Существующий на Небесах, и всецело Существующий на Небе всецело является на земле. Будучи Богом, Он сделался Человеком, не перестав быть Богом; будучи бесстрастным Словом, Он стал плотью, – сделался плотью, чтобы обитать в нас. Богом Он не сделался, но был; а стал плотью, чтобы, Кого не вмещало Небо, Того приняли ясли. Для того Он и положен был в яслях, чтобы Питающий все принял младенческую пищу от Матери – Девы. Для того Отец будущих веков не чуждается объятий Девы, как грудное Дитя, чтобы сделаться доступным и для волхвов. Ныне и волхвы пришли, сделав начало удаления от мучителя, и Небо хвалится, указывая звездой своего Владыку...».
Святитель Василий Великий (~330-379): «Что же нам с тобой делать, человек? Ты не искал Бога, пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь. Рассмотри же хотя бы причину того, как ты стал родственным Богу. Знай, что Бог явился во плоти потому, что следовало этой проклятой плоти освятиться, немоществующей обрести силу, отчужденной от Бога сродниться с Ним, изгнанной из Рая взойти на Небо... Итак, присоединись к тем, кто с радостью ожидает Господа с небес. Представь себе мудрых пастырей, пророчествующих священников, радующихся женщин... — все они в малом Младенце поклонялись Великому Богу, не обращая внимания на видимое, но славословя величие Его Божества. Ибо Божественная Сила, как свет сквозь прозрачную среду, воссияла через человеческое тело, просвещая тех, у кого чисты очи сердца, в числе которых хорошо бы оказаться и нам».
Блаженный Аврелий Августин (354-430): «Посему и рожден Он в этот день, наименьший и наикратчайший из дней земных, от которого, однако же, начинается приращение дней. Так, Преклонившийся к нам и Возвысивший нас избрал день наименьший, но такой, от которого начинается возрастание света. Этим самым Своим пришествием, без слов, но как бы трубным гласом, пробуждает нас Господь, чтобы в Нем, обнищавшем нас ради, мы нашли наше богатство; чтобы в Нем, принявшем нас ради образ раба, приняли освобождение; чтобы в Нем, нас ради произошедшем от земли, унаследовали небо».
Блаженный Иероним Стридонский (~347-~419): «Христос рождается не посреди золота и роскоши, но среди навоза, в стойле для скота (ведь где стойло, там и навоз); и это означает, что [в Своем Рождении] Он как бы был окружен со всех сторон нашими прегрешениями – подобными навозу, но еще более омерзительными, чем он. Однако Он родился в переполненном навозом стойле как раз ради того, чтобы возвести отсюда тех, кто к этому стремятся: Из праха поднимает бедного (Пс.112:7) — Он родился на том же самом гноище, где сидел и Иов, который был здесь затем увенчан».
Святитель Амвросий Медиоланский (~339-397): «Хорошо, в некотором отношении, что простой народ называет этот святой день Рождества Христова «новым солнцем», и настаивает на этом [имени] с такой силой, что даже иудеи и язычники соглашаются с ним в этом названии. И мы охотно также должны признать [истинность] этого названия, потому что с Рождением Спасителя обновляется не только спасение человеческого рода, но и блеск самого солнца... Ведь если солнце подлинно помрачалось в то время, когда Христос страдал, то разве оно не должно было светить ярче обычного во время Его Рождения?».
Святитель Иннокентий Херсонский (1800—1857): «...Где Христос, Господь неба, там и небо. Посему и Ангелы оставляют ныне небо, и являются на земле, дабы воспевать славу в вышних Богу. Но Христос на земле не для того, чтобы оставаться на земле и сделать ее Своим жилищем, а с тем именно, чтобы Своим явлением на земле указать путь всем земнородным на небо и даровать средства возноситься туда. После сего продолжать прилепляться к земле и медлить на ней – значит, пренебрегая целью Его явления на земле, нерадеть о собственном спасении».
Святитель Феофан Затворник (1815—1894): «Слава Тебе, Господи! ...Дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается – славите»».
Праведный Иоанн Кронштадтский (1829—1908): «Что же от нас, братья, требуется, чтобы воспользоваться всей благодатью, принесенной нам свыше на землю Сыном Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие, или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца. Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу».
Святитель Иоанн Шанхайский (1896—1966): «Mip продолжал бушевать своими страстями. Ирод, узнав о рождении вечного Царя, искал убить Его; не нашедши Его, он умертвил множество младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе. Ныне опять бушует мiр! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто хранит Откровения Его и всем сердцем ищет Его (Пс.118:2). Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? (Пс.2:1) Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника (Пс.2:9). А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над мiром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог!.. Христос родися!».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877—1961): «Что празднуем мы в этот великий день?.. Из земли святой благословенной утробы Пречистой Девы Марии вышел маленький росток. Он упал на Богом освященную землю Палестины и укоренился в ней. Из него выросла необыкновенная виноградная лоза... Божественная Лоза все разрасталась, и дивные ветви Ее покрыли, наконец, всю землю. Они покрылись бесчисленными чудными гроздьями, и опьяняющим вином пламенной веры, любви и надежды напояют и доселе весь христианский мир. Вот так изменил всю жизнь человечества маленький росток, вышедший из пречистой утробы в сей благословенный и великий день Рождества Христова. Будем же все мы плодоносящими и Самим Богом Отцом очищаемыми ветвями Истинной Виноградной Лозы. Да не постигнет никого из нас страшная участь засохших ветвей, которые отсекает Божественный Виноградарь. Будем ненасытно пить вино слова Божия».