Максим Михайлович Стыров известен в Сыктывкаре как кандидат экономических наук и старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, а в недавнем прошлом – и преподаватель Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

Несколько лет назад Максим Михайлович принял сан священника и сегодня является штатным клириком храма Рождества Христова при Епархиальном управлении. Всё это время отец Максим пытается донести до жителей региона, какой должна быть экономика, согласно Священному Писанию. Им опубликовано несколько статей на эту тему в сборниках материалов разных конференций, в журналах «Духовно-нравственное воспитание» и «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз», православной газете Севера России «Вера-Эском» и других изданиях, а также разработана открытая лекция-дискуссия «Экономика – арена духовной борьбы», которая предлагается студентам вузов, школьникам, трудовым коллективам Республики Коми.

Об этой работе по теме «Нравственная экономика» мы и побеседовали с батюшкой.

Иерей Максим Стыров на встрече со специалистами и студентами-практикантами больницы г. Сыктывкара

Душа противилась

– Отец Максим, в России, можно сказать, уже сформировалась целая научная школа, которая рассматривает вопросы нравственности, духовности в связи с экономическим развитием. Эта тема нашла отражение в трудах известных учёных – Валентина Катасонова, Александра Агеева, Олега Богомолова и других. Но как получилось, что и вы стали ее разрабатывать в своих статьях, проповедях и беседах?

– Нас традиционно учили на экономическом факультете, что главная цель предприятия – это прибыль, а для человека измеритель его успешности – это деньги, карьера. Это и сегодня не подвергается оспариванию – в законах, в книгах так написано, в народе так принято считать, в пожеланиях и поздравлениях часто об этом слышишь. Но воспитанная на классической русской литературе душа ещё тогда, когда мы были экономистами-прагматиками, этому противилась.

Более глубоко вопросы нравственной экономики довелось рассматривать в годы обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии, работая над дипломом по теме «Проблема экономического развития в свете христианского вероучения». Было интересно выяснить, как наука, достижения, экономический рост связаны с христианством, с Евангелием. Ведь Божественное Откровение уделяет немалое внимание экономическим вопросам и учит человека правильному ведению хозяйства: довольствоваться самым необходимым, использовать материальные блага для служения Господу и людям, обеспечивать благосостояние себя и ближних созидательным трудом, а для стремящихся к высшему духовному совершенству – жить в полной нестяжательности и уповании на Промысл Божий. В дипломной работе, кажется, удалось синтезировать богословский, научно-экономический, обществоведческий и статистический материалы.

– Я познакомилась с вашей дипломной работой и удивилась, когда прочла о том, что практическую пользу своего исследования вы усматривали и в применении полученных знаний в рамках своей светской преподавательской деятельности – то есть вам удалось ввести духовно-нравственный компонент в лекции по экономике для студентов вуза?

– Когда читал лекции по финансам предприятий в Сыктывкарском госуниверситете, то включил в презентацию несколько слайдов с выдержками, цитатами из книг о нравственных аспектах экономики – и получил большей частью положительные отзывы от студентов.

Коллеги-преподаватели также послушали и сказали, что с этой темой надо выходить на широкую аудиторию. Но твёрдой решимости на тот момент ещё не было.

– Какие обстоятельства сподвигли вас вновь обратиться к данной теме?

– Как-то наш владыка Питирим обмолвился, что интересно было бы посчитать общенародные убытки от грехов, например, от пьянства. Мысль сразу не реализовалась, но запомнилась. Потом одна женщина, школьный учитель, посоветовала смелее вести просветительскую работу среди молодежи, поскольку по линии страстей сребролюбия, сластолюбия и славолюбия на подрастающее поколение идёт мощный информационный натиск.

Именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – совершается личный выбор между Богом и дьяволом

Тогда из всего накопленного материала получилась открытая лекция «Экономика – арена духовной борьбы», в которой была показана тесная взаимосвязь экономической жизни общества с его отношением к религиозным, духовным и нравственным идеалам, а также дана оценка феномену экономического развития с позиции смысла жизни человека и общества в целом. Эта лекция читалась в школах, высших и средне-специальных учебных заведениях, других организациях.

– Батюшка, почему именно так вы озаглавили свое выступление: «Экономика – арена духовной борьбы»?

Потому что именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – постоянно незримо происходит внутренняя духовная работа человека, совершается его личный выбор между ленью и усердием, потребительством и воздержанием, эгоизмом и милосердием, в конечном счёте – между Богом и дьяволом.

От преображения человека – к преображению жизни

– Отец Максим, вы говорите, что и решение экономических проблем, и объяснение разных экономических ситуаций вы находите в христианском миросозерцании. Но как можно с позиции Евангелия объяснить, например, дифференциацию уровня заработной платы, динамику доходов и кредитные нагрузки населения?

– Почти во всех духовных традициях мира есть взгляд на экономические проблемы. Но именно христианское миросозерцание, обладая глубочайшим знанием о человеке, позволяет по-настоящему понять многие явления в экономике. Если банковская сфера и нефтепереработка по уровню оплаты труда занимают верхние строчки среди видов деятельности, а сельское хозяйство, образование и здравоохранение – последние, то настоящий корень этой проблемы находится не столько в законодательной сфере, сколько в отношении людей друг к другу и в расстановке ими ценностных приоритетов в жизни. Другой парадокс: среднедушевая величина реальных доходов за 2000–2016 гг. выросла в России в 2,3 раза, а кредитная нагрузка – в 64! При этом материальные проблемы по-прежнему звучат как главное объяснение всех жизненных неурядиц – от низкой рождаемости до преступности. Вот и понимаешь, что душу деньгами и вещами не насытить, чем больше есть, тем больше хочется. Так мы подходим со слушателями к выводу о том, что настоящее решение существующих хозяйственных проблем требует внутреннего преображения человека.

Душу деньгами и вещами не насытить, чем больше есть, тем больше хочется

– Как студенты-экономисты отнеслись к такому – христианскому – подходу к решению экономических проблем?

– «Рассмотрение экономики с точки зрения религии стало своего рода откровением…» – было написано в одном из отзывов.

Или вот еще такое мнение: «Я никогда раньше не рассматривала экономику с точки зрения нравственности (духовности), а ведь, правда, она имеет и положительные, и отрицательные моменты. Плюсы: развитие, прогресс, желание ни в чём себе не отказывать, жить, отдыхать и т. д. Минусы: беготня за деньгами, а в результате – порождение таких черт, как жадность, эгоистичность, ненависть друг к другу. Значит, есть о чём подумать!»

Один юноша пишет: «Я считаю, что экономику нельзя строить только на деньгах и финансовых возможностях. Экономика – это также взаимоотношения людей, их духовные потребности и связи».

Ну, а самый сильный текст, который стал теперь итоговым слайдом к этой презентации, таков: «Я считаю, что у многих людей в наше время поменялись ценности. Молодёжь пытается построить карьеру, заработать миллионы, но это же не самое главное в жизни! Карьера не будет ждать нас дома, не будет нас любить, поддерживать, деньги не заменят близкого человека, ими нельзя купить здоровье. Всё же самое главное в жизни – это хранить тепло, любовь и трепетность к своему избраннику! Я очень хочу, чтобы создавались крепкие семьи, чтобы у каждого ребёнка были любящие папа и мама. И я сама сделаю всё, чтобы в моей семье так и было».

Отец Максим Стыров

– Н. В. Гоголь тоже видел в преображении людей залог преображения жизни. Но, по мнению исследователя творчества Гоголя, профессора-протоиерея Василия Зеньковского, проповедь должна быть обращена и к личности, и ко всему строю жизни, без преображения которого личность не может осуществить всей правды христианства. А уже наш современник, академик РАН, советник Президента России Сергей Глазьев в статье «Как не проиграть в войне» пишет о том, что необходима активная и системная культурная политика государства по оздоровлению общественного сознания, ориентации граждан на созидательную деятельность, воспитанию творчески активного, патриотично настроенного и добропорядочного подрастающего поколения.

– Согласен, от государственной политики в области образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения зависит очень много. Но ведь и сама эта политика является во многом отображением нас самих, наших убеждений и интересов. Поэтому давать советы предприятиям, правительству и обществу нужно. Но самое действенное и доступное для каждого из нас – это личное освобождение от грехов и ошибок, возвращение господства духа над телесно-материальными интересами. Обозначенные проблемы – это вызовы для человека, побуждающие утверждаться в добре непрестанно, в любых социально-экономических условиях.

– Согласились ли студенты-экономисты с тезисом, что решение экономических проблем возможно решить через преображение человека?

– Мнения разделились. Некоторые из них сами пришли к мысли о том, что решение многих хозяйственных неурядиц лежит в воспитании:

«Посредством нравственности, человеческих качеств можно решить многие экономические проблемы… Развитие экономики всегда должно происходить гармонично с внешним окружением, не разрушать его. Без духовных и нравственных оснований экономика не будет эффективной… Проблема низкой нравственности становится ведущей, она может решиться при условии массового убеждения людей в её существовании… Всё зависит от воспитания в семье. Хотелось бы, чтобы эти мысли доходили до каждого с раннего детства».

Другая группа молодых людей, напротив, действительно решительных шагов ждет от государства:

«Надо проводить больше антикоррупционной политики, возвысить статус обычного гражданина. Повысить престижность профессий учителя, врача и т. д. Чтобы эти изменения появились ‟снизу”, понадобятся многие десятилетия и перестройка сознания человека. Возможно, лучше, чтобы они стали обязательными, установленными законами на государственном уровне… Нужно ужесточить штрафы за экономические и экологические преступления. Именно в России, где ещё осталось понимание коллективного труда, жизни, целей, возможно построить социальную экономику… Надо увеличивать уровень жизни населения, тогда и будет настроение преображать природу. Много злых людей и много преступлений именно из-за социального неравенства… На первом месте должен быть человек. Государство должно уважать свой народ, тогда у нас будет гармония во всех сферах жизни…».

– Я была удивлена, какой интерес вызвала лекция у обучающихся Лицея для одаренных детей из сельской местности. Поговорив с некоторыми из ребят, узнала, что они православные, посещают храмы в своих населенных пунктах. Но для них открытием стало рассмотрение экономики в контексте православного вероучения.

– Обсуждаемые проблемы касаются каждого человека. Все мы, даже если не являемся профессиональными экономистами, большую часть времени и сил тратим на заботу о хлебе насущном. Даже получая знания, мы думаем о том, как их применить в будущем. Естественно, над социальными, финансовыми проблемами размышляет и рассуждает каждый человек. Кроме того, мы рассматриваем с собеседниками не только собственно экономические проблемы, но и говорим о том, что касается души каждого человека – это семья, любовь, дети, целомудрие, свобода. Поэтому серьёзный разговор на эти темы не может оставить равнодушными старшеклассников, особенно думающих, размышляющих. Ведь это дети интеллигентные, т.е. заботящиеся не только о собственном благополучии, но и думающие о проблемах общества в целом и путях их решения, поэтому в их лице находятся такие благодарные слушатели и собеседники.

Стеречь ребят над пропастью

Отец Максим Стыров беседует с воспитанниками детского дома

– Отец Максим, одна из подтем лекции «Экономика – арена духовной борьбы» посвящена семье. В ходе занятия вы убеждаете слушателей, что, укрепляя семью, мы добиваемся и стабилизации экономики. Как говорить на эти темы с трудными слушателями, например, с подростками из центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и воспитанниками детских домов?

– Прежде чем говорить о глубоком, сокровенном, нужно найти точку общих интересов и идти от неё. Тут помогают несколько сюжетов из близкой им действительности. Например, в тюрьмах сидит огромное количество людей, содержание одного человека в колонии обходится в среднем по стране в 37 тысяч рублей в месяц. Это больше, чем тратит на себя обычный гражданин России. Вот во столько нам обходится грех!

С курящими мы решаем простую задачку: сколько за жизнь человек тратит на сигареты? Получается величина в 1,5–2 миллиона рублей, от которой у ребят округляются глаза.

За украденной шоколадкой стоимостью в 50–100 рублей стоят десятки и сотни людей, вложивших в неё свой труд и заслуживающих достойного вознаграждения – от рабочих на плантациях до уборщиц в магазинах.

Разве всё это не есть экономическое измерение духовных явлений? А ведь душа человека формируется преимущественно через любовь между родителями, этой любовью мы приходим в мир, этой любовью мы наполняем себя и формируем иммунитет против вредных привычек, правонарушений и прочего зла. Так устроил Господь, дав людям возможность становиться в браке плотью единой, плодиться и размножаться.

Пробудив через цифры интерес к первоистокам личности и семьи, можно далее рассказывать о том, какой должна быть настоящая христианская семья, как она бесценна и как важно ее хранить. Хотелось бы, чтобы в будущей взрослой жизни у этих детей было больше настоящей любви.

Кстати, сейчас лекцию чаще называю так: «Экономика и семья – поля духовного роста». В ней примерно половина материала посвящена первому блоку, половина – второму. И акцент, как вы видите, смещается с борьбы на рост.

На лекции для лицеистов

– Возникает аллюзия с романом Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи». Батюшка, есть надежда, что эти ребята из центра или из детдома не продолжат в дальнейшем линии пьянства, преступности?

– Наш долг – сказать Божие слово, а уж соблюдать его или нет – вопрос свободы совести каждого. Но в целом дети благодарны за возможность поговорить о вере, о правде, об ответственности перед людьми и на Страшном Суде.

Вот, например, что пишут подростки из центра временного содержания несовершеннолетних:

  • «Сегодня я многое понял… Да, у меня есть девушка, и мы полгода вместе, и у нас все хорошо. Сейчас я здесь, а она плачет и переживает, и мне так стыдно перед всеми близкими, родными и теми, у кого я воровал. Спасибо за то, что вы пришли».
  • «Привет, мне всё понравилось. Всё в жизни поменял».
  • «Я бы хотел исправиться, и я это буду делать. Мне очень понравился сегодня наш разговор, спасибо вам».

Дети благодарны за возможность поговорить о вере, о правде, об ответственности перед людьми и на Страшном Суде

– Отец Максим, почему студенты Медакадемии и Медколледжа оказались в поле вашего особого внимания, и как это связано с нравственной экономикой?

– В будущем это те самые врачи, медсестры, акушерки, которым предстоит отправлять женщин на искусственное прерывание беременности и делать эти операции. Сегодня на аборт из бюджетной системы выделяется 10 и более тысяч рублей. Некоторые врачи говорят, что на ведение беременности дают меньше, поэтому лечебные учреждения финансово более мотивированы уничтожить ребёнка, чем дать ему дорогу в жизнь. А спустя годы и десятилетия какие огромные деньги приходится расходовать на лечение онкологических заболеваний, бесплодия, психических отклонений и т.д. Один день стационарного лечения, например, стоит порядка 5 тысяч. Мы из бюджета все это финансируем и оплачиваем. А вот одна знакомая семья растит приёмных девочек с тяжёлыми врождёнными заболеваниями, но массажи и прочие процедуры для них малодоступны, потому что платные. Разве это не экономическое безумие? Выделяем огромные деньги на исправление демографической ситуации: материнский капитал, разные нравственно порочные вспомогательные репродуктивные технологии, – и тут же, из этого же кошелька поддерживаем геноцид своего народа.

Понятно, что для нас первостепенна не денежная сторона проблемы, а сама богоподобная личность человека, как потенциального наследника Царства Христова. Но иногда надо встряхнуть собеседника от въевшихся в него мифов типа «зачем плодить нищету», чтобы начать говорить о настоящем.

– Какие доводы вы находите, чтобы убедить будущих медиков?

– Мы говорим о демографической ситуации и об отношении Церкви к жизни человека, к тому факту, что личность и душа человека берут своё начало с момента зачатия. И меня очень радуют такие отзывы ребят:

  • «Сама бы я не стала делать аборты, работая в акушерстве».
  • «Я пришел к выводу, что аборты являются детоубийством и носят катастрофический характер. Аборты должны быть исключены из медицинских учреждений. Все люди имеют право на жизнь…».
  • «Я была не определена в вопросе абортов, но теперь у меня сложилась однозначная точка зрения. Спасибо за это».

Чем целомудреннее, тем изобретательнее

– Отец Максим, на мой взгляд, интереснейшая часть лекции – это когда вы знакомите слушателей с открытием, позволяющим установить взаимосвязь изобретательской активности с духовно-нравственным состоянием народа.

– Эту взаимосвязь показал ещё наш земляк, уроженец Коми края Питирим Александрович Сорокин, который, наблюдая развращение нравов в сфере семейных отношений в Соединённых Штатах, издал книгу, которая в кратком варианте называется «Американская сексуальная революция». Там он весьма убедительно, на цифрах, на социологических материалах доказывает, что ослабление строгости нравов ведет к упадку творческого потенциала общества. И он говорит, что при расцвете «свободной любви» на каком-то коротком отрезке времени творчество может получить дополнительный импульс, но очень быстро оно становится деструктивным. То есть люди могут совершать изобретения в сфере оружия, разврата, но не способны создавать шедевры в сфере архитектуры, живописи, музыки, политических, экономических идей, а только стремятся насытиться чувственными удовольствиями – все творчество их становится направленным на это. Но когда народ настроен на то, чтобы свою энергию направлять от плотских наслаждений к возвышенному, тогда у него накапливается созидательный потенциал и рождаются великие учёные, гении, такие святые, как преподобный Сергий, преподобный Серафим, духовные лидеры. И ведь действительно, творчество и способность любить – это разные проявления единого Образа Божьего в человеке, они должны возгревать друг друга, но не распущенностью, а упорядоченностью. Иначе говоря: огонь может согревать и освещать, но если дать ему свободу, то это пожар и смерть. То есть огонь половой любви должен гореть в камине, а таким камином для него является семья, ответственность.

Слушатели отца Максима из районов Республики Коми

Огонь любви должен гореть в камине, а таким камином для него является семья, ответственность

– Это как-то можно посчитать, измерить?

– По регионам России мы рассмотрели показатели духовно-нравственного состояния в корреляции с показателями творческого потенциала. Для этого взяли число заявок на изобретения и патенты по регионам, есть такой статистический показатель. И оказалось, что действительно некоторые показатели духовно-нравственного благополучия общества имеют небольшую, но статистически значимую отрицательную корреляцию с показателями творческой активности. Иными словами, чем меньше в регионе абортов, разводов, правонарушений, тем больше там тяга к позитивным изменениям вокруг себя. Точнее, мы сформулировали: это разные грани единой внутренней энергии человека, которую можно светским языком назвать, например, любовью к жизни. Для христианина, понятно, источник и главное проявление этой любви – личное молитвенное и евхаристическое общение с Богом и служение людям.

– В опубликованных статьях можно увидеть, что в северных регионах России очень низкая изобретательная активность, с чем это связано?

Пришло время обратить внимание на неблагополучие не в карманах, а в душе

– Традиционно принято говорить о сильном миграционном оттоке и климатических факторах. Но ведь у северян есть и мощные козыри: высокие финансовые возможности и академические научные центры. Почему же возможности остаются нераскрытыми? Наверно, пришло время обратить внимание на неблагополучие не в карманах, а в душе: запредельные показатели смертности от внешних причин, самоубийств, преступности, распада семей и прочие. Например, Республика Коми (как и большинство других северных территорий) стабильно входит в первую десятку регионов России по подушевому объёму инвестиций в основной капитал – и при этом находится в конце рейтинга по алкоголизации. Тут, видимо, ещё и о духовных отголосках тюремной системы и принудительной миграции в XX в. надо думать.

Именно поэтому мы с коллегами и говорим: Север исстари славился своей нравственной и экологической чистотой, надо к этому возвращаться, делать ставку в государственных и корпоративных стратегиях не на количественный рост экономики, а на исцеление сердца человека, сбережение людей и Богом данной нам природы. Нельзя сказать, что отклика нет, многое постепенно меняется, мы благодарны за это правительству. Вот и в новой стратегии социально-экономического развития республики появился раздел о духовно-нравственном благополучии населения. Но по-прежнему в этом документе в числе главных целевых ориентиров – валовой региональный продукт, а глубокого анализа качества семейных отношений нет, хотя где взрастить цельную личность, как не в семье?

– Отец Максим, ваши исследования и те результаты и выводы, которые вы получаете, могут быть интересны и полезны для других регионов России. Нет ли в ваших планах выйти и на российский уровень?

– Мы ведь и сейчас общаемся – сами ездим на конференции и другие встречи, как по церковной, так и по академической линии, к себе постоянно приглашаем в гости соратников, интересных исследователей, лекторов. Будут новые приглашения и общие дела – Богу слава, всегда рады сотрудничать во имя Его.

Общение с батюшкой продолжается и после лекции

– Кто помогает вам в ваших исследованиях, кто вас поддерживает, есть ли у вас единомышленники?

– Единомышленники есть и в ВУЗах, и в училищах, и в общественной сфере, и на предприятиях. Это и сотрудники нашего Института социально-экономических и энергетических проблем Севера. Мы стараемся нравственные вопросы затрагивать в каждой теме, которую разрабатываем. Порадовало, когда одна женщина – доктор наук с большим опытом исследовательской и организационной работы – сказала, что данная тема достойна стать междисциплинарным проектом всего Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Очень вдохновляет, когда ¾ молодёжи пишут в отзывах, что самое главное – это жить по правде, тогда всё остальное, как сказано в Евангелии, приложится нам. Хотелось бы, чтобы не только словесно выражали солидарность, но и включались в общее дело: выбирали созвучные темы курсовых и дипломных работ, шли в аспирантуру с такими устремлениями, взращивали добро в своих супружеских союзах и организациях.

Но, конечно, больше всего людей единого духа – в Церкви. Хоть и бывают отдельные разномыслия, но воистину Церковь – это большая семья. Только вера в Спасителя Иисуса Христа может по-настоящему, до глубины сплотить, соединить людей, помочь им одними глазами смотреть на мир, говорить на одном языке.

– Над чем вы сейчас работаете, и что в скором времени мы сможем услышать нового?

– Сейчас наша лаборатория трудится над новой темой – конкурентоспособность северных регионов России. Хочется показать, что главный фактор конкурентоспособности – это не материальный капитал, а человек. Это уже общеизвестно, почти аксиома, но если зарубежная наука уделяет главное внимание знаниям, навыкам, трудоспособности, то в отечественной школе ещё с XIX в. говорят о душевности, способности трудиться вместе, коллективности, жертвенности, милосердии – вот что главное в человеке, вот что его образует. И мы опять хотим это попытаться оценить, выявить, показать…

Но не забудем и о том, что Евангелие – это не инструкция по обустройству земной жизни, а в первую очередь – путеводитель в Небесное Царство. Значит, и деньги, и вещи – это не самоцель, а испытание в искусстве жертвенной любви перед самой главной Встречей. «Верный в малом и во многом верен… Если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лк. 16, 10–11).

www.pravoslavie.ru