Закончилась Святая Четыредесятница, впереди Страстна́я седмица — последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими, о них наш сегодняшний рассказ.
Великий Понедельник (29 апреля)
В этот день в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Иисуса Христа и проклятие смоковницы. Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой. Другая тема – проклятие смоковницы — связана непосредственно с Евангелием (Мк.11:12-26), согласно которому, проклятие смоковницы случилось как раз в первые два дня седмицы сразу после входа Господня в Иерусалим: в понедельник Христос увидел смоковницу и проклял, не найдя на ней плодов, во вторник же ученики обнаружили, что она засохла. Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает.
- Вечером предыдущего дня (28 апреля) — напомним, богослужебные сутки начинаются с вечера — совершаются: вечерня, малое повечерие, утреня, 1 час.
- Утром (29 апреля): часы 3, 6, 9 (с чтением Евангелия), изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Великий Вторник (30 апреля)
В этот день все наше внимание особенно обращено на две притчи, произнесенные Господом в Иерусалиме: притчу о талантах (Мф.25:14-30) и притчу о десяти девах (Мф.25:1-13). Притча о талантах в определённом смысле продолжает тему проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему – близости Второго пришествия Спасителя.
- Вечером предыдущего дня (29 апреля) совершаются: великое повечерие, утреня, 1 час.
- Утром (30 апреля): часы 3, 6, 9 (с чтением Евангелия), изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Великая Среда (1 мая)
В Великую Среду воспоминается грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
- Вечером предыдущего дня (30 апреля) совершаются: великое повечерие, утреня, 1 час.
- Утром (1 мая): Часы 3, 6, 9 (с чтением Евангелия), изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
- В Великую Среду на Литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
Великий Четверг (2 мая)
В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших евангельских события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной Вечерей.
- Вечером предыдущего дня (1 мая) совершаются: малое повечерие, утреня, 1 час.
- Утром (2 мая): часы 3, 6, 9, изобразительны, вечерня, Литургия свт. Василия Великого — в этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии.
Великая Пятница (3 мая)
День Великого Пятка́ посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого Пятка́ (она совершается в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.
- Вечером предыдущего дня (2 мая) совершаются: утреня, (чтение 12-ти Евангелий, последование Святых Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа).
- Утром: царские часы (последование часов Великого Пятка).
- Днем (около 13:00-15:00, или может быть объединено с вечерним богослужением): вечерня (вынос Плащаницы) совершается в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое...» священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Иисуса Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает второе богослужение с крестным ходом. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
- Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются царские часы.
- Это день строгого поста, когда не принято есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы.
Великая Суббота (4 мая)
В Великую Субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
- Вечером предыдущего дня (3 мая) совершаются: утреня с чтением 17 кафизмы с похвалами, чин погребения Плащаницы (крестный ход), 1 час.
- Утром (4 мая): часы 3, 6, 9, изобразительны, вечерня (с чтением паремий), Литургия свт. Василия Великого. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. По чтении Апостола поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в белые облачения. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча».
- По окончании Литургии и в течение всего дня совершается благословение куличей и пасох.
- Вечер (около 19:00 или непосредственно перед полунощницей): Чтения Деяний Святых Апостолов, исповедь
- Поздний вечер (около 23:00): полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.