16 февраля православная церковь чтит память равноапостольного Николая Японского (Ивана Дмитриевича Касаткина). Равноапостольный – значит равный  апостолам. Японский – говорит о месте миссионерской деятельности. 

Чтобы понять, какой огромный вклад внес этот человек в распространение христианства в Японии, нужно представить себе эту страну того периода. 
Но начнем по порядку.

Родился Иван Касаткин в 1836 году в Смоленской губернии. Рано остался без матери. Отец его был дьяконом. Несмотря на бедственное положение семьи, мальчик получил хорошее образование, окончил духовное училище и семинарию. После семинарии был направлен  в духовную академию Санкт-Петербурга.

Обучаясь в академии, Иван Касаткин прочел объявление о должности настоятеля православной церкви в японском городе Хакодатэ. Предложение заинтересовало юношу. И в 1860 году молодой человек принял монашеский постриг с именем Николай, и отправился в далекую, незнакомую страну.

Прибыв через год в Японию, 25 летний иеромонах оказался лицом к лицу с местным населением, настроенным холодно, недоверчиво и даже враждебно. 

Такое отношение к европейцам складывалось ни один год. И имело веские причины. Еще с середины XVI века иезуитами были предприняты первые попытки христианизации японцев.

Исповедующим буддизм островитянам сложно было принять монотеи́зм, единобожие. Кроме этого японцы боялись европейцев, как представителей колониальных империй, угрожающих суверенитету страны.

Поэтому и к христианству, как к государственной религии этих держав, относились с опаской.  Миссионерство пресекалось, последователи подвергались пыткам и гонениям, а о судьбах проповедников мало что известно. 

С 1639 года правительство Японии вообще приняло закон о самоизоляции и закрытии страны. 

Россия узнала о Японии лишь в 1701 году. Русские матросы спасли выжившего в кораблекрушении японца и доставили его в Петербург. Петр I тут же распорядился открыть школу японского языка. И организовал экспедиции по исследованию Камчатки и  Курильских островов.

При Екатерине II попытки наладить дипломатические отношения с Японией продолжились, но успехом не увенчались. 

Нехорошие воспоминания о русских были оставлены в период правления Александра I. Тогда, японцы, как обычно, отвергли попытки сблизиться, но в этот раз в ответ на отказ разозленные дипломаты решили проучить островитян. Русские матросы сожгли несколько поселений и хлебных магазинов, присвоили себе некоторые грузовые суда и в завершении установили на японской земле столб с российским флагом. По прибытии в Россию участников своевольной расправы арестовали, но отношения с Японией были испорчены. А о русских, как и о европейцах, сложилось плохое впечатление.

Теперь несложно представить каково было молодому русскому священнику Николаю среди японского населения. Прежде чем приступить к миссионерской деятельности предстояло ему проделать огромный путь по преодолению недоверия. Иеромонах Николай должен был стать своим среди чужих, японцем для японцев. 

Семь лет ушло на изучение языка, культуры, истории, религии, обычаев, вкусовых предпочтений и много, много другого. 

Первым, обращенным в христианскую веру, стал бывший самурай Такума Савабэ, жрец. Он и двое его друзей крестились в 1869 году. 

К этому времени Япония стала на путь модернизации. Страна перенимает технологии, запускает новые производства, привносит изменения в культуру и домашнее хозяйство. 

Происходящие реформы дают надежду и на расширение христианской проповеди. Святитель Николай ходатайствует перед императором Александром II об открытии Японской духовной миссии, на что получает согласие и возводится в сан архимандрита. В помощь в организации Миссии в Японию прибывают новые священники.

Христианство всё еще под запретом, но св.Николай продолжает своё служение. Под его началом открываются духовные училища, издается журнал Церковный вестник, начинается строительство церкви. 

К 1874 году японские власти наконец проявляют лояльность к православию. Гонения прекращаются. И уже в 1878 году в Японии насчитывается  4115 христиан.

Но просветительская деятельность не возможна без доступного к пониманию Священного Писания. И святитель Николай вместе со своим помощником Накаи Павлом Цугумаро  ежедневно на протяжении 30 лет трудится над переводами Евангелие, Ветхого Завета и других богослужебных книг на японский язык. 

Нелегкое время выпало на долю владыки Николая. Во время русско-японской войны просветитель не покинул страну, поддерживал японцев в необходимости защищать своё отечество, учил обороняться без ненависти,  организовывал заботу о военнопленных, воздвигал памятники погибшим русским солдатам.

Умер архиепископ Николай Японский 16 февраля 1912 года. Оставив после себя большое наследие. Более 34 000 японцев приняло христианство, построено было 8 храмов и 175 церквей, 115 проповедников пошло по его стопам. 

Так за 50 лет служения один русский человек смог изменить отношение другого народа к своей стране, добиться уважения императора, раскрыть красоту и истину христианского учения. 

Вероника Голубовская
www.tut-news.ru