Поздравляем вас с праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы! Продолжается Рождественский пост, и сегодня мы хотим вам о нем рассказать.
Рождественский пост – последний многодневный пост в году, он подготавливает нас к Рождеству Христову. Начинается пост 28 ноября и продолжается до 6 января включительно, длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий пост) или Малой четыредесятницей. Иногда этот пост называют Филипповым в знак того, что он начинается на следующий день после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября нов. ст.).
Установление Рождественского поста восходит к временам древней Церкви. Церковные писатели упоминают о нем уже в V-VI веках. Основанием, из которого произошел Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви по крайней мере с III века и в IV веке разделившегося на два самостоятельных праздника – Рождества Христова и Крещения Господня. Таким образом, Крещенский сочельник – древнейшая основа Малой четыредесятницы.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – больше. Примерно в IX веке Рождественский пост оформился в современном виде.
По степени строгости Рождественский пост является умеренным, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник Введения (Входа) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (29 ноября, 13 декабря, 22 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». Лишь последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 2–6 января) составляют период строгого поста, в который абсолютно запрещается вкушение рыбы.
Правила относительно вкушения пищи в Рождественский пост изложены в 33-й и 48-й (см. 14 ноября, ст. ст.) главах Типикона. Интересно, что в Типиконе в двух указанных нами главах (33-й и 48-й) существуют расхождения, приведем два важнейших.
В 33-й главе предписывается «сухоядение» в понедельник, среду и пятницу, а в 48-й главе (27 ноября по нов. ст.) говорится только о воздержании от употребления «вина и елея», то есть не исключается вареная пища без растительного масла.
Второе расхождение касается поста в понедельник в случае святого со славословием или полиелеем. Если в 33-й главе содержится разрешение на рыбу в случае праздника со славословием или полиелеем в понедельник, то в 48-й главе в последовании 14 ноября в этом случае в понедельник предписывается вкушать только «вино и елей» (то есть понедельник по строгости поста приравнивается к среде и пятнице).
В Рождественский пост по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (28 ноября, 2 декабря, 20 декабря и др.). В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста (однако если один из таких дней случится в субботу или в воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Однако на практике в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в реальности Рождественский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение.
Начиная с 4 декабря, с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене во все воскресные и праздничные дни поется катавасия «Христос раждается, славите…» – это ирмос первого канона Рождества Христова.
Предпразднство Рождества Христова продолжается пять дней – со 2 по 6 января. Это самое продолжительное из всех предпразднств церковных праздников. Самая яркая особенность богослужения препразднства – то, что на малых повечериях (повечерие с каноном совершается вечером, после вечерни, перед утреней) поются каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы, так как церковные песнописцы стремились сделать предпразднство Рождества Христова аналогичным Страстной седмице.