Что такое «конец света» в христианском понимании?

Конец света — окончание существования нынешнего мира (связанное с наступлением царства антихриста, Вторым Пришествием Христа, всеобщим воскресением мертвых, Страшным Судом), предваряющее его преображение.

«Конец света» и «кончина мира» — это одно и то же?

В Новом Завете для обозначения этого понятия используются выражение «кончина века» (Мф.13:39) и термин «конец» (Мф.24:14; 1Пет.4:7). Кроме того, в практике богословского словоупотребления это понятие может обозначаться посредством выражений: «кончина мира», «конец мира». Собственно, одним из значений слова «свет» и является: мир, земля, вселенная (с таким именно пониманием связано выражение «части света»). Следовательно, в лингвистическом отношении выражение «конец света» является аналогом выражения «конец мира», «кончина мира». Кроме того, аналогом выражения «конец света» может служить термин «светопреставление».

Если в Библии говорится о «кончине века», то откуда пошло словосочетание «конец света»?

Существует предположение, что словосочетание «конец света» появилось не на основе отождествления понятий «мир» и «свет», а на основе пророчества о помрачении перед Вторым Пришествием Иисуса Христа великих светил: солнца и луны. «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24:29). Однако это предположение разделяется не всеми толкователями.

Каковы признаки наступления конца света?

Точное время наступления конца неизвестно ни людям, ни Ангелам (Мф.24:36). Это время известно Богу. Однако есть несколько явных признаков, указанных в Библии, до появления которых конец не наступит.

  • Распространение проповеди Евангелия «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф.24:14).
  • Увеличение количества землетрясений, усиление голода и мора по местам (Мф.24:7), возрастание количества международных и межгосударственных военных конфликтов (Мф.24:6-7).
  • Умножение беззаконий и оскудение любви в людях (Мф.24:12).
  • Умножение количества так называемых малых антихристов (Мф.24:5).
  • Колоссальное оскудение веры в людях: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).
  • Приход к власти антихриста. Он будет единым политическим и религиозным правителем мира (2Фес.2:3-4). Апостол Павел утверждает, что до этого времени конец не наступит. Правление антихриста будет недолгим. Господь Иисус убьет его «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8).
  • Должно произойти массовое обращение иудеев ко Христу (Рим.11:25-26).

Также следует отметить, что в Священном Писании подчеркивается, что конец этого мира наступит внезапно, именно тогда, когда, по крайней мере, существенная часть человечества не будет этого ожидать (Мф.24:37-39,44; 1Фес.5:3).

Как христианину следует относиться к слухам о близком конце света?

Христианину следует спокойно относиться к этому, помня о том, что его главная задача как христианина — достичь цели христианской жизни, реализовать свое высшее призвание и предназначение. По заветам отцов, христианин должен помнить о смерти. Выражаясь условно, его личная смерть будет как бы личным «концом света» для него. Христианин знает, что все времена и сроки в руках Господа (ср. Деян.1:7), поэтому ему нет нужды заниматься бесполезными вычислениями и жить в постоянном паническом страхе перед событиями, предваряющими конец мира. В молитве Господней он каждый день просит о пришествии Царства Божия («да приидет Царствие Твое»), что, наряду с прочим, означает радостное ожидание Второго Пришествия Господа, которое положит конец смерти, страданиям и злу в этом мире.

Примером подлинно христианского отношения к ожиданию конца мира могут служить слова прп. Порфирия Кавсокаливита: «Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда, не знаю. Завтра? Через тысячу лет? Не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит Второе Пришествие Господне. И этот час уже весьма близок».

«Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф.16:28; ср.: Мк.9:1; Лк.9:27). Говорится ли здесь о Втором Пришествии?

Из евангельского повествования не следует, что здесь говорится о Втором Пришествии. Царство Божие, уже установленное Спасителем, присутствует в мире. Члены Церкви являются членами этого царства. Процесс окончательного собирания этого Царства завершится в конце истории этого мира.

Сразу за описанием Второго Пришествия Спаситель говорит: «Не прейдет род сей, как всё сие будет» (Мф.24:34; Мк.13:30; Лк.21:32). Но при жизни апостолов конец света не наступил. Как это понимать?

Согласно толкованию блж. Феофилакта Болгарского, «Под «родом сим» (Господь — прим. ред.) разумеет не поколение тогдашних людей, а род верных, выражая такую мысль: «не прейдет род сей» до того времени, как все это произойдет. Когда услышите о голоде и язве, то не думайте, что от таких бедствий погибнет род верных; нет, он пребудет, и никакие ужасы не преодолеют его. Другие относят «все сие» только к взятию Иерусалима, а не ко второму пришествию, и толкуют так: «не прейдет род сей», то есть поколение, современное апостолам, уже увидит все происшествия с Иерусалимом. Подтверждая же сказанное, говорит: легче уничтожиться небу и земле, твердым и неподвижным стихиям, чем хоть одному из Моих слов не оправдаться».С Богом!

azbyka.ru