1️⃣ «При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах», — справедливо замечает митр. Вениамин (Федченков). Поэтому в сегодняшнем письме портал «Азбука веры» отвечает на наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы относительно содержания данного праздника.
2️⃣ Рассказ об Обрезании Иисуса Христа приводится у евангелиста Луки (Лк.2:21). Чтение фрагмента Евангелия этого апостола совершается и на Литургии в праздник Обрезания Господня.
3️⃣ Младенец Иисус принял обрезание на 8-й день после Своего рождения в соответствии с ветхозаветным законом, согласно которому обрезанию подлежали все еврейские младенцы мужского пола. Господь принял обрезание в том числе для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться, что Он был истинным Человеком, а не всего лишь представлялся и казался им, как учили некоторые еретики (докеты).
4️⃣ Во времена Ветхого Завета обрезание являлось не Таинством, а обрядом. У израильтян этот обряд знаменовал вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
5️⃣ Обрезание Господне совершалось не символически, а действительно. Так, свт. Епифаний Кипрский († 403), полемизируя с еретиками (гностиками), отрицавшими реальное боговоплощение (вочеловечение Сына Божьего), указывал, что «Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке [плоти]».
6️⃣ В новозаветное время обрезание уступило место Таинству Крещения, прообразом которого оно являлось. Апостольский Собор (Деян.15:1-29) признал обрезание утратившим необходимость. В послании к Галатам апостол Павел пишет: «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:4-6).
7️⃣ В то же время праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом, о чём св. апостол Павел говорит: «… вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:11-12). Поэтому христиане празднуют Обрезание Господне.
8️⃣ Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Церкви восходят к IV веку. На Востоке этот праздник долго входил в число важнейших владычных праздников (позднее названных двунадесятыми). Но в списке двенадцати праздников византийского историка Никифора Каллиста († ок. 1335) Обрезание Господне было уже заменено Успением Девы Марии.
9️⃣ Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе этот день известен под именем Васильева дня. Поэтому свт. Василий упоминается и в кондаке праздника: «Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует дае́т спасе́ние днесь ми́ру. Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий».
🔟 В церковнославянском языке в слове «обрезание» ударение ставится на второй слог: «обре́зание».