Вопрос читателя: 

Когда Христос был распят, сотник подошёл и копьём пробил ребро Христа. В тот момент сотник получил исцеление, так как кровь из ребра Христа попала сотнику в глаз, а у сотника была глазная болезнь. Теперь вопрос. Почему люди, когда причащаются с верой, исповедью, молитвами и постом, не получают исцеления?

Ведь сотник не просил Христа исцеления, а получил, а люди просят в молитве и перед причастием и не получают.

Сергий

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель Воскресной школы:

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель Воскресной школы:

Сергий, приветствую вас. Спасибо за важный вопрос.

Напомним нашим читателям, что Лонгин Сотник  — римский центурион, присутствовавший при распятии Иисуса Христа. Иоанн Богослов повествует в Евангелии о том, что он совершил прободение пречистого ребра Христова: “Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,  — ибо та суббота была день великий,  — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили” “(Ин. 19:31-37). Евангелист Марк говорит нам об исповедании сотника, произнесенном после крестной смерти Спасителя: «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). В апокрифических источниках мы узнаем имя сотника  — Лонгин.

Существует благочестивое предание, что Лонгин болел катарактой и исцелился, когда на его лицо попала Кровь Христова. История знает и другие моменты, когда промысел Божий приводил человека к вере и одновременно с этим даровал прозрение, как знамение того, что его духовные очи также прежде были слепы, но теперь во Христе обрели способность видеть. Мы можем вспомнить известнейшие из таких случаев – исцеление Савла, ставшего апостолом Павлом и прозрение в крещальной купели князя Владимира, крестителя Руси. Весной 2019 года такой случай произошел в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. Клирик храма, миссионер священник Георгий Максимов свидетельствует о том, что четырехлетний слепой ребенок, которого родители привезли в столицу на операцию, прозрел во время крещения. Это подлинный факт, за подробностями отправляю вас в фейсбук к отцу Георгию. Так что источник чудес Господних совершенно точно не иссяк, “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13:8).

В Евангелии от Марка есть момент, когда Христос не смог совершать чудеса. Вы помните об этом? Евангелист так и пишет: “И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил  их. И дивился неверию их;...”(Мк. 6:5-6). И евангелист Матфей пишет, что Спаситель, придя во отечество Свое “не совершил там многих чудес по неверию их” (Мф.13:58). Интересно, что церковнославянский перевод “не сотвори́ ту́ си́лъ мно́гихъ”, намного ближе к древнему тексту Вульгаты, который гласит: “non fecit ibi virtutes multas” (буквально  — “не обнаружил многой силы” лат.). Не следует думать, что здесь люди не просили о чудесах. Очевидно, что они просили, но не имели веры, а потому  — единственный раз в Евангелии мы читаем страшные слова: “не мог совершить чуда…”.

Теперь к вашему вопросу: почему в ответ на наши просьбы Христос non fecit ibi virtutes multas? Мы не маловерны? А если не маловерны, подлинно ли наша вера сопоставима с верой первых христиан-мучеников, которые были готовы отдать жизнь за Того, Кто отдал жизнь за них? Чудо прозрения, о котором вы говорите уже совершилось, если мы уверовали и стали христианами. Когда Лонгин должен был пострадать, будучи христианином, он уже не просил о чуде. Он хотел умереть за Христа. Потому, что для него “жизнь  — Христос, и смерть  — приобретение” (Фил. 1:21). Если наша вера такова — нам не страшны никакие скорби. Любую скорбь и болезнь мы тогда воспринимаем, как путь или крест (см. Мк. 8.34). Это не значит, что мы не просим об исцелении или избавлении. Это значит, что лейтмотив нашего моления — это слова молитвы Господней “да будет воля Твоя” (Мф. 6:10).

Вы пишете: “люди причащаются с верой и продолжают болеть”. С верой во что? В то, что Бог обязан совершить чудо? Или в то, что Ему, Сердцеведцу, виднее — здоровье сейчас нам нужно или болезнь? С верой в “воскресение мертвых и жизнь будущего века” или с мыслью о том, что Господь будет исполнять все наши просьбы? С молитвой благоразумного разбойника, который признает, что “достойное по делам своим принимает” (см. Мк. 8.34) или с мыслью о том, что я религиозный человек, у меня тут вот сколько всего  — “…исповедь, молитвы, посты, и причастие…” и теперь уж я точно я имею право сказать: “…что я не таков, как прочие люди” (Лк.18:11)? Попытайтесь ответить себе на эти вопросы. И в заключение я попрошу вас: откройте Новый Завет, те главы, которые я процитировал вам, и прочтите их. Если мой ответ показался вам неточным или неполным, послушайте слово Самого Христа, Который обращается  к вам со страниц Священного Писания.

foma.ru