Сегодня, как мне кажется, мужчина, покупающий букет цветов для любимой жены, мамы, бабушки или коллеги, меньше всего думает о Кларе Цеткин или Розе Люксембург. Тем не менее в церковной среде бытует мнение о несовместимости Международного женского дня с православным мировоззрением, о сомнительном происхождении праздника и его феминистском содержании. Меньше всего в этот весенний день хочется спорить, но поговорить об отношении к столь неоднозначному событию хочется. Сегодня своим частным мнением делится матушка Вера Сердюк — культуролог, публицист, председатель Центра поддержки семьи и материнства «Матуля» и мама пятерых детей.
Революционное движение или просто начало весны?
Некоторые церковные и вполне медийные персоны подчеркивают, что праздник 8 Марта связан с революционным движением, которое способствовало свержению монархии, и поэтому категорически не должен отмечаться православными верующими. Разделяете ли Вы подобную точку зрения?
Действительно, отношение к 8 Марта сложное и противоречивое. Конечно, самый авторитетный ответ на этот вопрос может дать только священноначалие. Мне кажется, что протодиакон Андрей Кураев не был далек от истины, когда вывел родословие Международного женского дня от еврейского праздника Пурима. И он, наверное, прав, отмечая, что если мы берем в свою культуру что-то из других народов и эпох, следует присмотреться, не истек ли срок годности того или иного обычая или обряда. Впрочем, он тут же подчеркивает, что никакого греха в поздравлении, например, коллеги не будет. Ведь в древности христиане очень часто брали светский праздник и наполняли своим содержанием.
По образованию я культуролог, мои научные работы были как раз посвящены феноменологии праздника. В дне 8 марта скрыт небольшой подвох. Вы можете наблюдать, каким коммерческим успехом пользуются тюльпаны в этот день, какие мужские очереди выстраиваются в гипермаркетах. Советский праздник оказался очень живуч, значит, люди нуждаются в нем. Почему? Мы ведь не революционную версию чтим. Ответов может быть много, я, например, могу дать астрономическое объяснение. Во всех культурах есть праздники, отмечающие начало весны, увеличение светового дня — это радость от того, что перезимовали и остались живы, надежда на пробуждение к новой жизни. И с этой идеей весны женская тема неплохо сочетается. Ведь имя первой женщины означало именно «жизнь». Не все женщины могут получить подарок в День влюбленных, не все в День матери, а вот по половому признаку — каждая. Чем мы радостно пользуемся. Почему бы и нет? Приятно же!
8 Марта или День жен-мироносиц
Как реагируете, когда Вас поздравляют? Как учите воспринимать 8 Марта своих старших дочерей?
У моих девочек папа проявляет заботу о них и о маме не раз в году, чтобы они как-то специально ждали этого дня. Не скрою, мы в этот выходной не отказываем себе в удовольствии зайти в кафе на чашку чая с мамой и сестрой, но ведь это мы делаем регулярно в течение всего года
Реагирую нордически. Хотя кому меня поздравлять? Я не работаю в светском коллективе, а самые активные поздравления с этим праздником, согласитесь, — не в кругу семьи, а именно «на работе», в трудовом коллективе. Многие женщины живут без мужей, им приятно хоть такое опосредованное мужское внимание от коллег на 8 Марта. Детям я не запрещаю получать подарок в школе. Но у моих девочек папа проявляет заботу о них (и о маме) не раз в году, чтобы они как-то специально ждали этого дня. Не скрою, мы в этот выходной не отказываем себе в удовольствии зайти в кафе на чашку чая с мамой и сестрой, но ведь это мы делаем регулярно в течение всего года.
Довольно часто можно услышать мнение, что для православных церковных людей женским днем должен считаться праздник жен-мироносиц. Но ведь 8 Марта, как мне кажется, уже давно не воспринимается исключительно как день борьбы с дискриминацией, как феминистский праздник, но как день весны и красоты, когда можно всем своим близким и далеким женщинам сказать слова любви и благодарности. Так стоит ли нам, православным, так нарочито от него отказываться, отделять себя, учить своих детей воспринимать его как революционный праздник?
Особого постановления священноначалия о том, чтобы считать день жен-мироносиц православным женским днем, я не припомню. Хотя идея замечательная. Во многих приходах настоятель вручает церковницам цветы и сладости, проходят православные балы и вечера. Это здорово. Но иногда мужчины возмущаются, ведь в этот день вспоминаются не только евангельские женщины, но и апостолы. А среди православных юношей ходит такая шутка, что женщин вообще не нужно поздравлять — от революционерок отказались, а до мироносиц не доросли…
А насчет эмансипации я бы не сказала, что все в прошлом. Феминистическое движение набирает обороты, и именно 8 Марта начинают собираться митинги за аборты и такого типа права. Если феминистки прошлого требовали вполне понятных социальных свобод для женщин, то современные, как мне кажется, воюют уже с самим понятием пола как такового и мужчинами как вражеским лагерем, а также другими женщинами, которые не феминистки. Это страшно.
Тяжелая ноша свободы и равенства
Как Вы считаете, какими событиями должен быть наполнен этот день, чтобы женщина назвала его праздником? На что обратить внимание нашим мужчинам?
У каждого человека свой язык любви и свои праздничные маркеры: подарки, задушевные разговоры, совместно приготовленный завтрак, кофе в постель, посещение театра или магазина, торт, цветы или нежные записки
Выходной есть выходной. Многие верующие используют его для посещения церкви — лучше не придумаешь. Кто-то посвящает его укреплению семейных связей, гостеванию у родных — это тоже здорово. А что делать мужчинам, должны подсказать им их жены, дочери и мамы, — чего бы им хотелось. У каждого человека свой язык любви и свои праздничные маркеры: подарки, задушевные разговоры, совместно приготовленный завтрак, кофе в постель, посещение театра или магазина, торт, цветы или нежные записки.
Изначально день 8 марта был связан с днем борьбы за права женщин. Сегодня все еще раздаются голоса недовольных феминисток, но говорить о недостаточности свободы не приходится. Как Вы, являясь председателем центра поддержки семьи и материнства «Матуля» (где оказывают поддержку будущим мамам, юридическую, психологическую и материальную помощь, борются с абортами), видите ситуацию: рада ли современная женщина полученной свободе и равенству прав? Не тяжело ли нести такое бремя? Я как-то читала СМС-рассылку волонтеров Вашего центра с молитвенными просьбами о том, чтобы женщины не делали аборт. В каждом сообщении вкратце обрисовывается причина сомнений в сохранении новой жизни. Так вот большинство мужчин отвечали своим женщинам: «Как решишь», полностью перекладывая такое ответственное решение на их хрупкие плечи…
Это верно. Как бы ни стирались в современном мире границы между мужским и женским, все-таки, слава Богу, рожают пока только женщины. Но это и делает их уязвимыми. Ведь на время родов и первых двух-трех лет жизни ребенка мама очень привязана к дому и взращиванию малыша, работать не может. Отец должен позаботиться о жене, чтобы она заботилась о детях. Но сейчас все перевернулось с ног на голову. Мужчина хочет, чтобы заботились о нем и не готов взвалить на себя груз ответственности за семью. Ему же уже внушили, что все поровну, что мужчины и женщины хоть и разные, но равные. У мужчин отбили всякое желание нести ответственность за семью, женщин и детей.
Многим кажется, что причина абортов — материальная. Но психологи, которые проводят предабортное консультирование, знают, что вторая по значимости причина — неустойчивые отношения беременной с отцом ребенка. Женщина не уверена в своем мужчине, она так и говорит: «Я не знаю, что будет через пять лет, не разведемся ли мы, и куда я потом с детьми на руках? Одного еще подниму, а вот с двумя-тремя сама точно не справлюсь».
Кстати, когда мужчина говорит о беременности: «Решай сама», это не значит, что он против. Это значит, что он принимает решение женщины, уважает его, понимая, какую ей нести ношу. Проблема в том, что женщины хотят слышать: «Я отец, я не дам тебя и нашего ребенка в обиду, я буду о вас заботиться». А мужчина сам растерян, ждет, что женщина все в очередной раз решит и разрулит. Вот и плоды эмансипации.
Быть счастливой не только в Международный женский день
Вы выступаете за патриархальное устройство семьи. В чем его преимущество? Каким должно быть отношение мужчины к женщине, роли обоих в семье, чтобы женщина была счастлива не только 8 Марта?
Я выступаю за правильную семейную иерархию, которая в полной мере прописана в Послании апостола Павла, а до него — во многих библейских текстах. Я всегда обращаю внимание на то, что, по апостолу Павлу, у мужа в отношении жены гораздо больше обязанностей: любить ее как самого себя, содержать ее, воспитывать посредством слова, сохранять ее достоинство и т. д., в то время как от жены апостол требует уважения к мужу
Я бы не сказала, что я за патриархальный уклад. Это понятие слишком общее и очень широкое. Патриархальный уклад Ветхого Завета, Китая и Древней Руси, например, очень и очень разнится. Он будет разниться даже в соседних селах и в соседних семьях.
Я за тот уклад, который позволяет реализовать волю Божию о человеке, о мужчине и женщине, о рождении детей. Ведь основные онтологические заповеди человек получил еще в Эдеме. И вся история человечества — это не просто история выживания, а бесконечная вариация на тему реализации конкретными обществами и каждым конкретным человеком Божиих заповедей: о возделывании и хранении, о наречении имен, о познании всего созданного мира, о рождении детей, наполнении земли и владении ею.
Я выступаю за правильную семейную иерархию, которая в полной мере прописана в Послании апостола Павла, а до него — во многих библейских текстах. Я всегда обращаю внимание на то, что, по апостолу Павлу, у мужа в отношении жены гораздо больше обязанностей: любить ее как самого себя, содержать ее, воспитывать посредством слова, сохранять ее достоинство и т. д., в то время как от жены апостол требует уважения к мужу. Важно, чтобы родители управляли детьми разумно, не раздражая их, а дети чтили родителей.
Женское счастье неотделимо от человеческого. Любой человек хочет быть принятым и любимым, полезным и нужным, хочет реализовать заложенные в нем таланты, хочет познавать мир и жить в мире с близкими. Но так как только женщины могут рожать, носить в утробе другую жизнь и кормить частью своего тела другого человека, именно им открыт дополнительный вид счастья — быть матерью. Это грандиозно! Но даже и неплодная женщина может быть по-матерински счастлива, реализуя потенциал заботы и принимающей любви в социуме.
Также не стоит забывать об исключительной роли женщины в отношениях с мужчиной. Когда Адам увидел, что он единственный человек, Господь сразу же сказал: «Нехорошо быть человеку одному, создадим ему помощницу, подобную ему». С созданием женщины появляется и первое человеческое общество, и первая пара, первая семья. В сербском фольклоре даже есть такая пословица: «Мужчиной делает жена». Когда мужчина и женщина дружат — создается прекрасная команда единомышленников с разным восприятием мира, которые могут использовать свои различия на пользу семьи, а вот если муж с женой в разладе — рушится все.
И, конечно, не стоит забывать, что в соответствии с христианским взглядом полное человеческое счастье невозможно без устремления человека к Своему Создателю, без соединения с Ним. Вообще, по Ветхому Завету, самое большое удовольствие для человека — слышать волю Божию и идти Его заповедями.
Что Вам хотелось бы сказать нашим читательницам в Международный женский день?
Поблагодарите Бога за то, что Он создал Вас женщиной. Это талант, который нужно пустить в ход, послужить им Богу и получить большое вознаграждение
Поблагодарите Бога за то, что Он создал Вас женщиной. Это талант, который нужно пустить в ход, послужить им Богу и получить большое вознаграждение. Поблагодарите Его вообще за все, что Он дал. Подумайте о себе: какая Вы, что любите, от чего радуется Ваше сердце, что вдохновляет, волнует, на что Вы способны, что хорошего уже успели сделать, скольких людей приобрело Ваше сердце. И опять поблагодарите Его! Это даст Вам радость и силы.
Беседовала Мария Котова
В материале использована фотография с сайта velvet.by
obitel-minsk.by/