Обычно служба, в состав которой входит литургия Преждеосвященных Даров, состоит из великопостных часов, изобразительных и вечерни, переходящей в литургию.

Чем отличается Преждеосвященная литургия от литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого? Прежде всего тем, что на Преждеосвященной литургии Святые Дары уже освящены. Претворение или преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы произошло заранее, на недавней, обычно воскресной, литургии.

Как правило, служба начинается третьим часом. Иногда служат утром, иногда вечером. Не нужно смущаться или сомневаться: и то, и другое время начала службы правильное. По установившейся традиции мы служим литургию утром, но в некоторых храмах придерживаются древнейшего обычая — совершать литургию Преждеосвященных Даров вечером.

Нам хорошо известны псалмы и молитвы 3-го и 6-го часов, которые предваряют любую литургию. Но когда посещаешь храм в будние дни поста, то слышишь часы особенные. В них большее число псалмов, ведь пост — время более продолжительной молитвы. Средоточием каждого часа является тропарь святому или празднику, который, в отличие от обычных часов, на Преждеосвященной литургии не читается, а поется попеременно священником и хором.

Тропарь 3-го часа

Го́споди, и́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха / в тре́тий час Апо́столом Твои́м низпосла́вый: / Того́, Благи́й, не отыми́ от нас, / но обнови́ нас, моля́щих Ти ся.

Считается, что Церковь Христова получила дар Святого Духа в день Пятидесятницы, Троицы. Это произошло в 3-й час по счету времени, который был принят тогда. По нашему времяисчислению, 3-й час — это промежуток с 9-ти до 12-ти часов утра. «Господи, Ты, Который Пресвятой Твой Дух в третий час Апостолам Твоим послал, Его, Милостивый, не отними от нас, но обнови нас, тех кто молится Тебе».

В контексте литургии Преждеосвященных Даров просьба «сотворить чистое сердце», «обновить дух», «не отнять Духа Святого» имеет особое значение. Ведь мы приступаем к величайшему из таинств — Причастию.

Шестой час тоже имеет свое посвящение. В 6-й час, в промежуток между современными 12-ю и 15-ю пополудни, Господь претерпел распятие за наши грехи и страдание на Кресте за спасение мира.

Тропарь 6-го часа

И́же в шесты́й день же и час, / на кресте́ Пригвожде́й / в раи́ дерзнове́нный Ада́мов грех, / и согреше́ний наших рукописа́ние раздери́, / Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

На 6-м часе священник вновь становится пред Царскими вратами и с земными поклонами просит Бога уничтожить наши согрешения. «Ты, Господи, Который в шестой день [то есть накануне дня Пасхи] же и час пригвоздил на Кресте совершенный с дерзновением в раю Адамов грех, и наших согрешений хартию разорви, Христос Бог, и спаси нас!»

Святой Дух почивает только в душах стремящихся к праведности, где грех встречает сопротивление, не царствует. Чтобы это произошло, требуется изживать грех из души.

Тропарь 9-го часа

И́же в девя́тый час / нас ра́ди пло́тию смерть вкуси́вый, / умертви́ пло́ти на́ шея мудрова́ние, / Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

Наконец, в 9-й час, по нашему исчислению между 15-ю и 18-ю, произошло событие Искупления рода человеческого. Безгрешный Господь, Сын Божий, умирает за грехи всего мира, этим побеждает диавола, разрушает его власть и дарит человечеству и всему миру спасение. «Ты, Христос Бог, Кто в девятый час ради нас плотью смерть вкусил, умертви плотские наши помышления и спаси нас!»

Следующая часть службы называется «изобразительны». Свое название изобразительны получили из-за того, что в них — образ, изображение, отображение литургии. Когда служится полная литургия, то части изобразительных входят в ее состав. А когда литургии нет, то изобразительны читаются, можно сказать, «вместо» литургии.

Это и 102-й псалом «Благослови, душе моя, Господа», и 145-й «Хвали, душе моя, Господа», а также «Блаженны», то есть девять заповедей блаженств. В Великом посту «Блаженны» поются особым распевом, чтобы подчеркнуть значимость новозаветных заповедей.

Вечерня на литургии Преждеосвященных Даров имеет другое устроение, нежели в остальные дни года или в те дни Великого поста, когда литургия не служится. Тело и Кровь Христовы после воскресной литургии хранятся на престоле в дарохранительнице или под специальным колпаком. Чтобы вкусить их и преподать верующим, нужно совершить над Дарами благоговейные действия. Каждое из них сопровождается молитвами, псалмами, песнопениями.

После 103-го, предначинательного, псалма и великой ектении начинают читать кафизму, но, как правило, не обычную, а так называемые псалмы степеней, из которых состоит 18-я кафизма.

Псалмы называются «песнями степеней», потому что они небольшие и примерно одинаковые по объему, как будто равные ступени лестницы. Считается, что в древнем Иерусалимском храме их воспевали, поднимаясь или стоя на ступенях лестницы храма, которых тоже было, как и псалмов, пятнадцать. В нынешнем понимании ступени обозначают восхождение от земного к небесному. В контексте литургии Преждеосвященных Даров — это восхождение навстречу Господу в Его Святых Дарах.

Когда читается первая треть кафизмы, священник в алтаре вынимает Агнца — Тело и Кровь Христовы — и полагает на дискос. Во время второго антифона, второй трети кафизмы, происходит торжественное каждение вокруг престола трижды. Каждение в храме символизирует совокупность молитвы, которая, как благоуханное вещество, возносится к Престолу Всевышнего. Это тоже образ восхождения — подняться на гору Сион, отрешиться от суеты и страстей.

На третьей «славе» происходит одно из важных действий Преждеосвященной литургии. Агнец — Святые Дары — благоговейно переносится с престола на жертвенник, где в потир — Чашу — вливается вино с водой.

Когда Святые Дары переносят, то, по специальному знаку из алтаря, верующие становятся на колени в знак особого благоговения, в знак присутствия Божьего. Когда Дары уже на жертвеннике, с колен поднимаются.

«Восхождение» заканчивается 133-м псалмом: «Се ны́не благослови́те Го́спода вси раби́ Госпо́дни, стоя́щии в хра́ме Госпо́дни…» Вот, мы уже преодолели восхождение и теперь «стоим в храме Господнем». Быть в храме не всегда обозначает переступить порог. Можно и находясь внутри отсутствовать умом. Вот почему важно на богослужении стараться не терять внимания, не отвлекаться от молитвы.

Следующая особенная часть богослужения, которую не встретишь ни на одной другой службе, — это песнопение «Да исправится молитва моя…».

Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя. Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́. Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х. Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х.

Песнопение состоит из отдельных стихов 140-го псалма с припевом «Да исправится молитва моя…». В это время молятся на коленях. В нескольких строках этого песнопения заложена идея глубоко личного, искреннего предстояния пред Богом. Церковь знает это песнопение с VII века.

«Пусть вознесется молитва моя, как благоухание фимиама пред Тобою, а жертвой вечерней станет воздеяние рук моих. Господи, воззвал к Тебе, услышь меня, внемли голосу моего моления, когда к Тебе взываю. Охрану приложи устам моим, и ограду у двери уст моих. Не дай сердцу моему уклониться к лукавству, измышлять самооправдания во грехах…»

Вершиной литургии Преждеосвященных Даров служит момент Великого входа. На непостовой литургии главный момент — анафора, Возношение Евхаристических Даров, Евхаристический канон. Но преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы произошло раньше, в воскресный день. Поэтому на Преждеосвященной литургии вершина — это перенос Святых Даров с жертвенника, где Тело и Кровь Христовы готовились для Причастия, на святой престол.

Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится. Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы жи́зни ве́чныя бу́дем.

Это песнопение исполнялось на литургии Преждеосвященных Даров уже в VII веке. По смыслу оно полностью соответствует моменту, ведь, действительно, — входит Царь Славы. Как и на Херувимской песне, мы тоже вспоминаем Ангелов. «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…»

Невозможно себе представить, чтобы великое и неизъяснимое словами действие, происходящее в храме, снисхождение вечности в видимый материальный мир, происходило без помощи и участия святых Ангелов. Их явление в алтаре нередко видели святые люди. Ангелов, сопровождающих вход Господа в наш видимый мир из вечности, символизируют священнослужители. Они как оруженосцы (в слове «дориносится» первая часть — «дори» — обозначает «копье»), сопровождающие Царя, шествуют при Святых Дарах.

После причащения Святых Христовых Таин литургия Преждеосвященных Даров заканчивается по чину, очень похожему на праздничную литургию. Иначе нельзя: то, что произошло за это время в храме, озарило пост праздничным сиянием, отражением будущей Христовой Пасхи, Воскресения. В посту нельзя забывать, для чего мы принимаем ограничения, для чего усерднее молимся. Не ради умерщвления плоти как таковой, не ради изменения жизни к лучшему ради изменения жизни к лучшему. Праведность сама по себе не удерживает от падений и фарисейства. Смысл ее, как и поста, и всех наших добрых усилий над собой — в предстоящей Встрече.

Конечно, Пасха дарит радость всякому человеку, каждый будет обрадован и утешен, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь». Пост — это средство, помощник в том, чтобы сделать встречу с воскресшим Богом полнее, радостнее, возможность, потрудившись над собой, сказать — «Христос воскресе!» — с сияющей душой. Каждый день поста в нашей Церкви способствует благоприятному пощению, правильному, спасительному настроению в этот период.

Литургия Преждеосвященных Даров — как маяк в ночи, зрение во тьме, радость в скорби и подвиге. Она по-настоящему питает Небесной Манной души верующих во время поста. Приближает Воскресение Христово.

obitel-minsk.ru