Продолжаем рассказывать о седмицах Святой Четыредесятницы. Вторая среди них – самая простая и будничная. Пожалуй, здесь нет ни особых богослужебных дней, ни преобладающих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице.
Смысловое содержание богослужений
В песнопениях Триоди продолжают звучать мотивы пользы поста и акцента на духовной его стороне. Можно отметить широкое использование образов из Ветхого Завета для иллюстрирования тезиса о необходимости поста. При этом иногда встречаются ссылки на такие эпизоды Ветхого Завета, которые не упоминаются в других песнопениях. Например, следующие тропари: «Во́ду пия́й никто́же обезу́мися, яви́ся же Но́е на́г вино́м иску́шься: се́мена же зло́бы Ло́т отсю́ду ражда́ет. Бе́гай о душе́ моя́ си́х подража́ния, Христа́ пою́щи» (понедельник, 8-я песнь, 2-й канон, добавочный тропарь).
Или вспомним такой тропарь, в котором повторяются характеристики духовного поста, так характерные для 1-й седмицы: «По́ст чи́стый, удале́ние греха́, отчужде́ние страсте́й, любо́вь к Бо́гу, моли́твы прилежа́ние, сле́зы со умиле́нием, и о убо́гих попече́ние, Христо́с в писа́ниих завеща́» (понедельник, 1-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь).
Богослужебные особенности
Службы 2-й седмицы поста – самые стандартные представители великопостного чина, не имеющие ни единой специфической (которая была бы характерна только для этой седмицы или для данного дня) богослужебной особенности. Однако поскольку это первая будничная седмица, то здесь появляются некоторые практические моменты, которые потом проявляются в течение последующих седмиц (вплоть до 6-й). Отметим следующие особенности:
- С понедельника на повечериях начинается компенсирующее чтение канонов из Минеи тем святым, память которых в текущем году попадает на период от Лазаревой субботы до Антипасхи. Это связано с тем, что в указанные 16 дней службы Минеи не совершаются. В частности, в понедельник вечером читается канон святого, память которого в этом году попадает на Лазареву субботу, во вторник вечером – того святого, память которого совпадает с Неделей Ваий и т.д.
- С этой седмицы на некоторых приходах по вечерам среды (иногда и пятницы) начинают совершаться Литургии Преждеосвященных Даров.
- В некоторых храмах, где практикуется досрочное чтение на часах Евангелий по Матфею, Марку и Луке (в связи с тем, что в первые три дня Страстной седмицы, когда Устав требует прочитать эти Евангелия, данное указание Устава не может быть исполнено по причине избыточной длительности служб), соответствующие отрывки начинают читать в понедельник 2-й седмицы или в среду.
Суббота 2-й седмицы – День поминовения усопших (30 марта)
Здесь совершается «требная» заупокойная служба: в отличие от суббот мясопустной и Троицкой, когда мы молимся о всех усопших вообще, здесь молитва совершается в первую очередь за родственников и близких. Более простой статус этих заупокойных служб суббот поста проявляется в том, что заупокойные службы отменяются при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы.
Из богослужения отметим, в частности, две следующие особенности: Великое повечерие без поклонов; утром в субботу совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста.
Неделя 2-я Великого поста – свт. Григория Паламы (31 марта)
Святитель Григорий Палама жил в XIV веке и в споре с монахом Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память свт. Григория во 2-ю неделю поста была установлена уже в 1376 году патриархом Филофеем. Причина очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как опасное еретическое учение, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем Торжество Православия над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит продолжение: здесь отмечается победа над одной из опаснейших ересей позднего времени – учением Варлаама Калабрийского.
Кроме того, в древнем Иерусалиме во 2-ю Неделю поста читали притчу о блудном сыне. В нашей Триоди остатком этой традиции является канон на утрене и самогласная стихира, которые посвящены данной притче. А потому можно сказать, что в неделю 2-ю поста Церковь совершает еще одну Неделю о блудном сыне, только теперь уже неофициальную.