Приближается 4-я седмица – середина Святой Четыредесятницы, время, когда Церковь взывает: «Святая сия и светоносная седмица предлагает миру всечестный Крест: приидите поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и всечестный Крест есть для нас сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати, и как источник кипит Божественными дарованиями: он утоляет прегрешения, разрешает болезни. Только водрузилось древо Креста Христова, поколебались основания смерти. Поклонимся Кресту Господню». В нашем сегодняшнем письме рассказываем об особенностях этой седмицы.
Богослужебные особенности
Это первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Ее особые богослужения связаны с поклонением Кресту (в этом смысле 4-я седмица является ярко выраженным попразднством Недели Крестополоклонной) и серединой Святой Четыредесятницы (которая приходится на среду 4-й седмицы).
Поклонение Кресту
В понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста совершается поклонение животворящему Кресту (в частности, со вторника по пятницу каждый день на 6-м часе в качестве тропаря пророчества звучит известное песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…»), богослужения этих трех дней имеют особенности в последовании и пении изменяемых молитвословий, связанные с поклонением Кресту. В пятницу, по окончании часов и после поклонения и лобзания, Крест благоговейно и торжественно через Царские Врата препровождается в алтарь. От поклонения Кресту вся эта седмица и называется Крестопоклонною или Cредокрестною.
Середина Святой Четыредесятницы
В календарном смысле вся 4-я седмица – средняя седмица поста, а среда 4-й седмицы – преполовение поста. Впервые тема преполовения поста звучит в понедельник на утрене в седальне по 3-й кафисме, который начинается словами «Преполовивше ныне воздержание…». С одной стороны, эти упоминания о преполовении поста являются простой констатацией факта: мы достигли серединной седмицы. С другой стороны, почти каждое из таких замечаний сопровождается указанием на близость Пасхи. В Типиконе этот день именуется «средопостной» средой (см. гл. 49, в среду 4-й седмицы вечера), то есть даже имеет особое название. Среду 4-й седмицы можно сопоставить с известным праздником – Преполовением Пятидесятницы; в церковном году, кроме этих двух дней, нет более ни одного празднования, которое бы знаменовало середину определенного периода.
Неделя 4-я Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника (14 апреля)
Преподобный Иоанн Лествичник – один из немногих святых, память которого празднуется и в Минеи (12 апреля, непереходящий праздник), и в Триоди (неделя 4-я Великого поста, переходящий праздник, в 2024 году приходится на 14 апреля), причем с небольшим интервалом во времени. Это обусловлено особой значимостью святого: игумен Синайской горы, преподобный Иоанн, почитается Церковью как один из устроителей монашеской жизни и составитель знаменитого памятника аскетической литературы – книги «Лествица». В течение веков этот труд для многих подвижников является руководством по восхождению к духовному совершенству. Неслучайно Великий пост сравнивают с лествицей (лестницей), каждая седмица которой – новая ступень, ведущая нас по пути духовного восхождения.