Во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского (~1296–1357). Об этом празднике и об этом святом рассказываем вам сегодня.
☑️ До XIV-XV веков Неделя 2-я Великого поста в Константинополе не имела специальной памяти, и в этот день совершали обычную воскресную службу в соединении с рядовым святым Минеи (в Русской Церкви эта традиция сохранялась до середины XVII века).
☑️ В древнем Иерусалиме в этот день читали притчу о блудном сыне, и вся неделя была посвящена осмыслению этой притчи (если в Константинополе Неделя о блудном сыне положена среди подготовительных недель, то в Иерусалиме аналогичная неделя была вторым воскресеньем поста). Рудиментом этой иерусалимской традиции в нашем богослужении является покаянный канон Триоди и самогласная стихира в конце утрени (перед великим славословием). Можно смело говорить, что у нас две Недели о блудном сыне (просто 2-я Неделя поста не отражает эту память в своем официальном названии).
☑️ Таким образом, современная служба Недели 2-й поста в Русской Церкви совмещает две памяти: основную – святителя Григория Паламы и второстепенную – притчу о блудном сыне. Соответственно, на утрене два канона в Триоди: покаянный на притчу о блудном сыне и святителю Григорию.
☑️ Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский – христианский мистик, выдающийся византийский богослов, автор учения о нетварном свете, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, отец и учитель Церкви. Он жил в XIV веке и в споре с монахом Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Богословие исихазма сятителя Григория Паламы было утверждено как православное в 1351 году Пятым Константинопольским Собором, учение же Варлаама было осуждено.
☑️ Решение праздновать память святителя Григория сразу после Недели Православия, как считается, было принято по причине того, что в XIV веке патриарх Константинопольский, святитель Филофей Коккин (~1300–1379) и другие считали новым торжеством Православия учение святителя Григория о Фаворском свете и нетварных энергиях Бога, а особенно его победу над ересью Варлаама Калабрийского. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем Торжество Православия над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит продолжение: здесь отмечается победа над одной из опаснейших ересей позднего времени – учением Варлаама Калабрийского.
☑️ Согласно другому мнению, установление памяти святителя Григория в Неделю, следующую за Неделей Торжества Православия, принадлежало патриарху Константинопольскому Геннадию Схоларию (~1403–~1472) и имело целью подчеркнуть отказ Православной Церкви от предложенной на Ферраро-Флорентийском соборе унии с католичеством и других соблазнов того времени.
☑️ В Русской Церкви триодная память святителя Григория Паламы появилась лишь после исправления богослужебных книг в середине XVII века (следовательно, для нас эта память – самая поздняя среди памятей Недель Великого поста).
☑️ Основным источником сведений о жизни святителя Григория Паламы является «Похвальное слово св. Григорию», написанное его другом и учеником Филофеем Коккином. Прочие свидетельства современников о фессалоникийском святителе могут быть разделены на две группы: сочинения его сторонников и противников.
☑️ Первые изображения святителя Григория Паламы появились после его канонизации в 1368 году. Традиционно святой изображается с короткими темными волосами (иногда с гуменцом – остриженным местом на макушке) и окладистой бородой средней длины; облачен он в крещатую или узорчатую фелонь, омофор; в левой руке держит Евангелие (иногда вместе со свитком), правой благословляет. В поствизантийское время (то есть после 1453 года) известны изображения святителя Григория Паламы с длинной бородой и в эпанокалиммахоне – головном уборе иерархов, имеющих монашеский сан.