В начале Евангелия от Луки повествуется, как Христос, после искушения в пустыне проведя некоторое время в Галилее, вернулся в свой родной город Назарет и, войдя в синагогу, начал читать Священное Писание — Книгу пророка Исаии. После этого со словами Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами он начал говорить проповедь. При этом глаза всех в синагоге были устремлены на Него, и все дивились словам благодати, исходящим из уст Его (Лк 4:16–22). Почему выступление Иисуса вызвало такое удивление? Что было в нем необычного? Тот факт, что Иисус, простой житель Назарета, вдруг начал проповедовать в синагоге или само содержание проповеди?

Что разобраться в этом, посмотрим, что представляла собой синагога в ту эпоху. Синагога не была равнозначна храму. В Иудее был только один храм — Иерусалимский, заново отстроенный в VI веке до Р. Х. вместо разрушенного храма царя Соломона и реконструированный впоследствии царем Иродом Великим. Иерусалимский храм был крупнейшим религиозным центром страны, и все иудейские священники служили именно здесь. Здесь же совершались и жертвоприношения. В соответствии с установлениями Ветхого Завета иудеи приносили в жертву животных определенного вида или плоды поля.

Религиозными центрами в других городах и поселениях Иудеи были синагоги, в переводе на русский язык — «собрания». Внешне синагога представляла собой простое прямоугольное здание, обращенное «святилищем» по направлению к Иерусалиму. Служба в ней состояла из трех частей: молитвы, чтения Писания и поучения, которое потом могло перейти в обсуждение.

В синагоге читать Писание и проповедовать могли не только начальники синагоги, но и простые граждане. Так, каждую субботу в синагогах было семь чтецов, пятеро из которых были из числа молящихся. Вот и Христос, зайдя в субботний день в синагогу, взял из рук слуги Книгу пророка Исаии и начал читать: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк 4:18–19).

Через чтение этого пророчества Христос хотел показать своим слушателям, что Он и есть Тот, о Ком было написано пророком около семи веков ранее: Тот, Кто утешает нищих, освобождает пленных, исцеляет слепых.

Именно это и вызвало всеобщее недоумение. Дело в том, что здесь, в Его родном городе, к Нему относились прежде всего как к обыкновенному жителю Назарета, сыну простого плотника Иосифа. Здесь Христос рос, учился и ходил в синагогу — именно таким знали и помнили Его жители Назарета. Теперь же они стали свидетелями того, как Иисус вдруг начал проповедовать о Себе как об Избраннике Божием, Мессии. По мнению многих иудеев, Мессия должен был освободить их от власти Римской империи, и они никак не ожидали, что Им станет сын плотника из Назарета. Именно поэтому они удивились словам Иисуса и усомнились: Не Иосифов ли это сын? Тогда Христос, увидев удивление молящихся, заметил: Никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк 4:24). Он открыто обличал жителей Назарета, которые не поверили Ему. Его слова оказались пророческими: разгневавшись на Иисуса, посетители синагоги выгнали Его из города.

foma.ru