Священник Андрей Мизюк — о доверии к Богу и молитве вне храма

«Выпавшие нам испытания — это не вожжи, выпавшие из рук возницы, это путь, уготованный нам в дни Святого Поста Самим Богом, путь, который может быть пройден только с Богом и рядом с ним». Как встретить Благовещение вдали от храма, что значит доверие к Богу и тишина сердца рассуждает священник Андрей Мизюк.

Каждый из нас нуждается в Благой вести. Но как встретить ее в тишине своего сердца?
Священник Андрей Мизюк

Апрель. Вот уже и Благовещение. Шестая, последняя седмица Великого Поста. Дальше — Страстная.  Наверное, в этому году каждый из нас по своему почувствовал и понял почему Великий пост действительно Великий. Что до меня, то я этот Великий пост, эти 40 дней почти и не увидел. Вроде бы вчера был только Чин прощения на Вечерне, а вот уже и Утреня с Великим каноном прошла.

Почти в самом начале Поста я неожиданно и нелепо для себя сломал руку. Первый раз в жизни. И вот тогда я подумал: а ведь в каком-то смысле это новая реальность для меня. Подумал и забыл. Правда, здесь обрушились все минусы разом. И один из них самый главный — невозможность служить Литургию. Дело в том, что я просто физически не смог бы взять Чашу в загипсованную руку. Про остальные нюансы жизни с почти одной рукой можно и умолчать.

Но вот какое-то время я действительно не мог служить. Я приходил, исповедовал, помогал, общался с людьми, дежурил в храме. Но во всем этом не хватало полноты, полноты, которая завершалась бы Литургией. Нет, я, конечно же, причащался. И все же… Не хватало, очень не хватало возможности возносить над Престолом вино и хлеб Евхаристии. Это было очень необычное время. Я сейчас, глядя на свободную руку, понимаю, что, наверное, в каком-то смысле для меня это стало подготовкой.

Великая весть о грядущем спасении человечества родилась в тишине. Ее не разнесли по весям и краям земного шара, и даже до волхвов с пастухами было еще целых 9 месяцев. Пречистой Деве является Архангел Гавриил и произносит сокровенные слова: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». И здесь же Ей возвещается уготованное Ей Богом Материнство. Удивление, смущение, волнение,  но и тут же исключительное и полное доверие Божьему замыслу.

У Владыки Антония (Блума) в одной из проповедей было интересное сравнение того, как встретили весть о чуде рождения своих детей Захария и Матерь Божия.  Сомнения и недоверие заставили Захарию умолкнуть до самого рождения сына, но здесь, в Благовещении мы видим совсем иное. Мы видим, как слагаются пути Божьего промысла в сердце Девы, как Она всецело доверяет Себя и Свою жизнь этой вести. «Будет мне по слову твоему».

И вот в этой тишине, в тишине Ее сердца, в его согласии и доверии рождается Новый завет Бога и человека. Отсюда исходит ключ, давший начало и исток  Живой воде, реке и течению Благой вести, здесь плотью и Агнцем становится Альфа и Омега всего бытия. Здесь мир обретает Спасение. Именно поэтому весть о грядущем спасении всего человечества рождается в тишине.

О чем бы хотелось сказать. Все самые важные события и праздники уже рядом с нами. Мы подходим к Страстной Седмице. И вот что важно.  Важно понять, что мы не реконструкторы, не воспроизводители действа, не актеры театра. Мы с вами призваны взойти на Голгофу и быть рядом. До часа Страданий и часа смертного. Конечно же Его Страданий и Его же Смерти.

Но быть рядом, как оказывается, тоже задача совсем не из простых. Далеко не все, как мы помним, смогли. И прийти к этому самому можно лишь в тишине своего сердца и в доверии Богу. Как это возможно? Понять и поверить, что выпавшие нам испытания — это не вожжи, выпавшие из рук возницы, это путь, уготованный нам в дни Святого Поста Самим Богом, путь, который может быть пройден только с Богом и рядом с ним. Доверие Ему, доверие самому себе.

Не многие из тех, кто хотел бы прийти в эти дни в храм, смогут быть на этих дивных и страшных службах. И тут надо постараться довериться именно Богу, услышать голос добрый и разумный, голос архипастырей и духовенства, голос предупреждающий беречь себя и бояться за себя. И делать это ради других. Да, это обстоятельства, да события, которые еще никогда прежде не случались с нами. Но пережить их и вернуться в любимые храм нам поможет теперь именно доверие нашему Богу.

Бодрствовать Господь просил усталых апостолов в Гефсимании. Как знать, быть может сегодня мы уже тут, рядом с ними. И бодрствовать означает отнюдь не борьбу со сном, а необходимость сегодня слышать и слушать друг друга, беречь своих близких и дерзновение свое употреблять в молитве и сокрушении сердечном, а не в бесчисленных спорах про то, что нам можно и нельзя.

Мы верим и доверяем Богу, мы молимся и просим о том, чтобы была Его воля быть нам в грядущие дни в храме, но более того, просим быть рядом с нами во всех обстоятельствах нашей жизни. Есть, были и будут люди, которым ни в этом, ни в том году, ни даже в будущем году быть в храме не получится. Может быть, имеет смысл ныне быть сопричастными и их горестям, и их грусти о невозможности встречать в храме Пасху. И в этом — тоже доверие Богу.

В конце концов, совсем не лишним было бы вспомнить и о том, что сказал упавший с лошади, ослепший Савл. «Что повелишь мне, Господи…»

Мы очень нуждаемся в вести. В благой и обнадеживающей. Но как встретить ее в тишине своего сердца?

Ох, как нам всем нужна сегодня Весть в конце этого тоннеля. Очень нужна…

www.pravmir.ru