Сегодняшнее чтение на Божественной Литургии — из Евангелия от Иоанна (5:1-16) — повествует об исцелении Господом расслабленного при купальне Вифезда. Заканчивается история фрагментом, который получил два диаметрально противоположных толкования в истории экзегезы: «Ушел этот человек [из Храма Иерусалимского. — прот. Д.Ю.] и возвестил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И за это гнали иудеи Иисуса и искали убить Его, потому что Он делал это в субботу» (Ин 5:15-16). Греческий текст Евангелия от Иоанна позволяет объяснить поступок исцеленного двумя способами, поскольку 16 стих начинается фразой «и за это» (καὶ διὰ τοῦτο [кэ ди́а тýто]).
С одной стороны, данную фразу можно отнести к поступку исцеленного: «возвестил иудеям, что исцеливший его есть Иисус — и за это гнали иудеи Иисуса». Тогда исцеленный предстает перед нами как вероломный предатель своего Благодетеля, изощренный «стукач», неблагодарный злодей, спешащий причинить зло Тому, кто только что даровал ему величайшее добро после 3 лет болезни.
Этой точки зрения в древности придерживался еретик Феодор Мопсуэстийский, а в наше время ее разделяют некоторые западные комментаторы. Логика их рассуждений такова: Господь потому и призывает недавнего больного «не грешить», что знает о его склонности ко греху; но, несмотря на это, злое начало в исцеленном берет верх над добродетелью, и тот предает своего Целителя в угоду иудеям.
С другой стороны, фраза «и за это» может быть понята как относящаяся к мотивации самих иудеев: «за это гнали иудеи Иисуса — за то, что Он делал это в субботу». Но как в таком случае объяснить тот факт, что исцеленный идет к иудеям и открывает им имя Спасителя?
Святоотеческая традиция и русская церковная академическая наука категорически отвергали первое понимание и придерживались второго варианта: исцеленный не предатель, а исповедник! И выдвигали в пользу этого следующие аргументы.
1. Внутреннее состояние исцеленного
Страдавший болезнью 38 лет (очень продолжительное время) и исцеленный Христом человек первым делом идет в Храм Иерусалимский, желая поблагодарить Бога. Он исполнен благодарности не только к Отцу Небесному, но и к своему Благодетелю, через Которого произошло выздоровление. Свт. Иоанн Златоуст говорит: то, что Иисус нашел этого человека в Храме — «знак великого благочестия: он не ходил на торжища и гульбища, не предавался объядению или беспечности, а проводил время в Храме».
Святитель Иоанн указывает, что, предупреждая «не грешить более», Христос при этом «не дал никакого намека» на то, что исцеленный вновь начинает вставать на путь порока, а всего лишь «предостерег его на будущее». Поэтому, когда недавний больной идет к иудеям, чтобы открыть им имя Иисусово, он по-прежнему «сохраняет чувство признательности» к Богу и Иисусу из Назарета. «Он не был так бесчувствен, чтобы после столь великого благодеяния и увещания предать своего Благодетеля и говорить это со злым намерением. Если бы он был даже диким зверем, если бы был бесчеловечным и каменным, то это благодеяние и страх достаточны были бы удержать его. В ушах его еще звучала угроза, и потому он боялся, чтобы не потерпеть чего-либо худшего, имея столь великие доказательства силы Врача», — заключает Златоуст.
2. Слова исцеленного
Почему же идет к иудеям? Потому что, получив исцеление, будучи преисполенным радости, восторга и благодарности, желает поделиться этими чувствами с ними, в надежде, что и они тоже обратятся ко Иисусу и получат от Него благодеяния. «Указывает иудеям на Иисуса не для того, чтобы они по нечестию своему дерзнули сделать Ему какое зло, но для того, чтобы и они, если пожелают получать исцеления, знали досточудного Врача», — рассуждает свт. Кирилл Александрийский. Для доказательства этой мысли он приводит серьезный аргумент из евангельского повествования: исцеленный не говорит, подобно обвинителям-иудеям, что, сотворив чудо, Иисус нарушил субботу, а указывает только на факт собственного чудесного исцеления: «Тот, кто сотворил меня здоровым» (Ин 5:15). «Этим ничего другого не сделал, как только указал на Врача», — подводит итог свт. Кирилл.
Аргументы и выводы двух святителей принимали и в различной форме воспроизводили разные русские церковные толкователи. Святоотеческая интерпретация нашла отражение также в синодальном переводе Ин 5:16: «И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу».
В свете церковной традиции толкования исцеленный при купальне Вифезда предстает не как предатель, а как благодарный, исполненный радости исповедник чудодейственной силы Иисуса — силы, которая прямо указывает на Божество Спасителя.
прот. Д.Ю. @sinai_spb_ru