Сегодня церковь вспоминает праведного Иова.

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». (Иов 1:1)

Многодетный отец, обеспеченный человек, уважаемый обществом мужчина. Казалось бы — жизнь удалась! Если бы не одно, но! Дьявол решил доказать Богу, что праведен Иов только до поры до времени, и пока все у него хорошо, то и вера его крепка и Бога славить легко… 

Вот тут то и происходят в жизни Иова крутые изменения. Несчастья начинают сыпаться, как из рога изобилия одно за другим. Падеж скота, смерь всех детей и как «вишенка на торте» – проказа, которая поразила самого Иова… Стоит отметить, что в те давние времена проказа считалась  карой Божьей. И заболевший ею должен был покинуть город и находиться в изоляции, в полном одиночестве до исцеления либо смерти. 

Человеку без глубокой веры в милосердие и любовь Божию ко всему живому практически невозможно пережить такой букет страданий, какой выпал на долю Иова. Жена, видя мучения мужа, желает ему скорой смерти и таким образом избавления от страданий. 

«И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2, 9)

Друзья пытаются поддержать и даже навещают своего больного друга. Проводят с ним 7 дней. Размышляют о постигших его несчастиях…И… не находят логических объяснений… Есть только два варианта, либо Бог прав, либо Иов.

Приятели знают, что друг их  не совершил в своей жизни никакого злодеяния, нет за ним ничего дурного. Но это знание страшит их. Ведь тогда выходит, что Бог может просто так покарать любого… Нет у них веры в милосердие Господа, есть только логика.

И эта логика подсказывает выход – обвинить Иова, убедить его в неправоте и потребовать, чтобы тот признал вину свою. Ведь в упорстве друга видят они лишь попытку состязаться с Богом, попытку доказать свою правоту.

Но, Иов стоит на своём. Он не хочет лгать и приписывать себе прегрешения,  даже с целью своего спасения. Он понимает, что скорби его, это лишь последствия грехопадения, которые повредили человеческую природу, и лишь милостивый и всемогущий Бог может исцелить все раны, телесные и духовные:

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!»  (Иов 19, 25–27).

Одно только печалит Иова, ощущение, что Бог оставил его.  И самое большее желание праведника, это не исцеление, а личная встреча с Ним!

«Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов 23, 4–6).

И Бог не оставил Иова без ответа и утешения. 

«Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с [какой-либо] иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»

С достоинством, с верою в человеколюбие Бога, прошел Иов через все страдания, выпавшие на его долю. Наградой стала личная встреча с Богом, получение ответов на мучавшие вопросы, достижение духовного совершенства. Друзья раскаялись и попросили прощения. А Бог вернул страдальцу  достаток, родились у Иова еще дети, и годы жизни его были долгими. 

И для всего мира, по словам святителя Григория Великого, стал Иов пророчеством о Христе «не только устами, но и [собственными] страданиями».

Вероника Голубовская
www.tut-news.ru