Дорогие братья и сестры!
18 декабря совершается память одного из великих подвижников монашества – преподобного Саввы Освященного (†532 г.). Этому святому и посвящена наша новая рассылка. Желаем вам душеполезного чтения!
Преподобный Савва Освященный родился в 439 г., в небольшом городе Муталаске, в Каппадокии, поэтому его также называют Саввой Муталаскским.
Святой поступил в монастырь в возрасте около 8 лет, а монашеский постриг принял в 17 лет.
Проведя десять лет в обители Флавианы, он отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Св. Евфимий направил Савву к настоятелю монастыря со строгим общежительным уставом, авве Феоктисту. Там преподобный Савва подвизался в послушании до 30-летнего возраста.
После смерти старца Феоктиста, св. Савва, по благословению преемника почившего старца, затворился в пещере. Он покидал этот затвор лишь по субботам, приходил в обитель, участвовал в богослужении. Через некоторое время ему было разрешено совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение пяти лет.
Преподобный Евфимий, видя преуспеяние Саввы на духовном поприще, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря).
После того как преподобный Евфимий почил о Господе, святой Савва поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к нему стали стекаться ученики – все, кто хотел иноческой жизни.
Около 484 г. преподобный Савва Освященный основал монастырь, получивший впоследствии известность как Лавра Саввы Освященного. Обитель, расположенная в Кедронской долине в Иудейской пустыне, на территории Западного берега реки Иордан, является одним из древнейших непрерывно обитаемых общежительных монастырей в мире. Находится она в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Электричества там нет, женщины на территорию не допускаются.
В этой Лавре, при участии самого преподобного Саввы Освященного, был создан богослужебный Устав, получивший название «Иерусалимский», общепринято используемый в настоящее время в Православной Церкви, в частности, Русской.
Иерусалимский устав был написан святым в 524 г. Позднее он был введён в общежительных монастырях Палестины, а оттуда распространился по всему православному Востоку. На Руси Иерусалимский устав появился в широком употреблении с XV в., до этого там сохранялся Студийский устав преподобного Феодора Студита.
Устав преподобного Саввы в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя касается и монашеских традиций древних палестинских монастырей. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого и святителя Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 г., когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
Основой Лавры преподобного Саввы Освященного стала пещера, где первоначально подвизался святой. Первой постройкой стала пещерная церковь.
Согласно житию, преподобный Савва Освященный участвовал в богословских спорах относительно решений Четвёртого Вселенского Собора (451 г.). Приглашённый в Константинополь императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, преподобный Савва проявил себя как защитник халкидонской веры.
После кончины преподобного Саввы Освященного его нетленные мощи покоились в его лавре. Во времена Крестовых походов они были перевезены в Венецию и были вновь возвращены в монастырь Святого Саввы в 1965 г.
Первое житие преподобного Саввы Освященного было написано его современником — византийским агиографом Кириллом Скифопольским, который подвизался в лавре преподобного Саввы.
Лавра святого Саввы сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые, в частности, Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др.