Первая ассоциация, которая может возникнуть с именем Фомы, это известный фразеологизм «Фома неверующий», т.е. человек, которого сложно в чем-то убедить.

Так кем же был апостол Фома? И действительно ли он — «неверующий»?

Итак, Фома — рыбак из Галилеи, один из 12 призванных апостолов (апостол – посланник), который пошел за Христом, оставив всё. Простой, не отличавшийся высокой образованностью, человек.

Впервые достаточно значимая характеристика этого апостола встречается в Евангелие от Иоанна, когда узнав о болезни Лазаря, брата Марфы и Марии, друга самого Христа, ученики, рассуждают, стоит ли идти куда-то в сторону Иудеи. Ведь о заговоре против Христа, о враждебном отношении к Нему все хорошо знают.


«Давно ли иудеи искали Тебя побить камнями и Ты опять идешь туда» ( Ин. 11:8) говорят они. Пока апостолы озвучивают свои сомнения, Христос сообщает, что Лазарь умер. И говорит уверенно «пойдем к нему». Фома, слушавший рассуждения других, на эти слова отвечает: «пойдем и мы умрем с ним» ( Ин. 11:16). ... т.е. вот так будучи убеждённым, что ничего доброго не получится из этого путешествия, мужественно и отважно принимает он решение идти за Учителем даже на смерть.

Следующая встреча с апостолом Фомой, позволяющая представить характер этого человека, является самой известной и самой яркой. Это история о том, когда услышав о Воскресении Христовом от других учеников, Фома сказал: «Пока не увижу, не поверю». Именно на основании этого эпизода и сложилось определение «Фома неверующий».

Но действительно ли это было обычное неверие, или причины такой реакции были глубже и серьезней?

Давайте вспомним первое знакомство с апостолом Фомой, из которого видно, что он склонен видеть все в мрачном цвете. Он готов к смерти и он готов пойти за своим Учителем, он не ожидает ни победы, ни славы, вообще не ожидает ничего хорошего. Всё просто, если Учителю надо умереть, то надо идти и умереть с Ним. Это говорит о преданности, верности Фомы. Цель его жизни идти за Христом куда угодно.

И вот Христос распят, Христос умер и погребен….Смысл жизни потерян, весь мир для Фомы разрушен… Доподлинно не известно, почему Фома не находился первые дни со всеми учениками вместе. Но можно предположить, что боль утраты была очень велика. Всё рухнуло в одночасье. И Фоме нужно было время, чтобы побыть одному и как-то принять случившееся.

Когда же ученики сообщили ему, что Христос воскрес, Фома не сказал однозначно «не верю», но сказал: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20:25). Как человек, переживающий боль утраты, он боится нового разочарования. Поэтому недоверчиво относится к любым уверениям и чтобы не питать необоснованных иллюзий, хочет всё знать наверняка…

Но слова о Воскресении услышаны и Фома не уходит, а остается с остальными ученикам. Скорее всего, размышляет, сомневается, надеется...

Прошла неделя после известия о Воскрешении, и вот, явившийся перед учениками Христос, предлагает Фоме: «Вложи сюда палец. Посмотри на Мои руки. Протяни руку и вложи её в рану у Меня на боку. Перестань сомневаться и уверуй» (Ин.20-27). И что же Фома? Фома не стал ничего проверять, а сразу же ответил «Господь мой и Бог мой!», ведь он на самом деле очень ждал этого, всем сердцем хотел, чтобы было именно так! А Господь всегда отзывается на такие сердечные запросы человека, все наши сомнения, все чаяния известны Богу, ни одно слово не остаётся не услышанным.

Таким образом, назвать Фому – неверующим было бы не верным. Фома верил своему Учителю, но по-человечески сомневался в том, что не мог себе представить, не мог вообразить. И Христос по милости Своей и человеколюбию явился ему и Своим явлением развеял все сомнения, укрепил его в вере раз и навсегда.

Слова Христа, обращенные к Фоме после «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20-29) — это обращение ко всем людям. Но, чтобы «невидевши уверовать», нужно, что бы кто-то рассказал о Христе, о Его Воскресении, о Его Заповедях.

Апостолу Фоме, бывшему «неверующему», выпал жребий отправиться с проповедью о Христе в самую неизведанную и далекую страну того времени, в Индию. По дороге туда он основал христианские общины в Палестине и в Месопотамии, в Парфии и в Эфиопии. Проповедовал среди бактов (историч. область, современные Таджикистан, Афганистан, Узбекистан).

Мученическую смерть апостол Фома встретил в индийском городе Мелипуре (позднее Мадрас, нынешний город Ченнай), где сумел обратить ко Христу сына местного царя Маздея.

В городе Ченнае на Большой горе или Горе Святого Фомы, красуется гордость Индии – белоснежный Кафедральный собор св.Фомы. Этот собор, построенный в начале 16 века, один из немногих в мире, возведенных над могилой апостола Иисуса Христа.

Вероника Голубовская
www.tut-news.ru