В 1989 году я закончила дошкольный факультет и по распределению начала работать в детском саду воспитателем старшей группы. Выбирала профессию осознанно: у меня было огромное желание применить свои знания психологии в работе с детьми. В то время самый большой объем знаний по психологии можно было получить только на дошкольном факультете педагогического университета. И вот я с этими объемами пришла в детский сад.
Я не ожидала, что моя адаптация как молодого специалиста будет такой сложной, так затянется. Тяжело работать без простого человеческого контакта, взаимопонимания, дружеской поддержки, наставничества, постоянно без няни, под пристальным наблюдением коллег: «Бегаешь с детками? Играешь? Посмотрим, насколько тебя хватит!»… Тяжело работать с 26-ю шестилетками: нет навыков организации, нет авторитета, нет послушания. Горят эмоции, чувствуешь бессилие, подкрадывается «отравление детьми»… Книги, книги-спасители! Спасли книги Владимира Леви «Нестандартный ребенок», Льва Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте».
Я ушла с головой в работу с детьми. Навыков после института катастрофически не хватало. Больше всего знала и умела по методике ознакомления детей с природой и по изобразительной деятельности. Это нравилось и получалось больше всего. Рисовать сама нигде не училась, рисовала вслед за сестрой, папой, в школьном кружке… Придумала себе всякие приемы рисования: пальцеграфия (рисование пальцами), ветрография (раздувание каплей с красками на бумаге) и др. Старалась программные задания по изобразительной деятельности сделать интересными именно через освоение детьми разных приемов и увидела кучу проблем в детском рисовании — в этом самом естественном для маленьких людей виде деятельности!
Они боялись чистой бумаги
Дети боятся рисовать! Они почти поголовно говорили; «Я не умею рисовать, не буду! У меня не получится…». Они боялись чистой бумаги, кистей, красок, боялись сделать мазок, штрих, размять пластилин. Море тревожности и неуверенности вместо моря радости, веселья и творчества. Я искала, придумывала подходы, способы, приемы преодоления этой неуверенности. Меня не отпускало мое убеждение, что нет на свете такого явления «я не умею рисовать» вообще! Все умеют рисовать. Рисование, как и чтение, погружает в особое состояние, в какой-то транс: целый мир внутри тебя. Как же я хотела вовлечь моих детей в это погружение! Всех моих маленьких человечков: неврастеничного Дениску всегда со следами скакалки на ногах; гиперактивного Олежку; трусливую трясущуюся ранимую Таньку; Олю с навыками организатора получше, чем у меня (когда она видела, что я в отчаянии начинала всех строить и проучивать); Сергея всегда с денежкой в кармане (папа побьет, а потом денежку даст); мямлика Павла, который никак не поспевает за всем и всеми; слабовидящими Таней и Дашей — детей слепых родителей; Ильей «золотые ручки» (если что у кого пропало, ищи у него в кармане или шкафчике); неумолкающим малюткой Димкой-радио…
Рисование давало мне успокоение, ровное дыхание, утилизацию эмоций, чувство безвремения, мир, самоприятие… И хотелось, чтобы мои маленькие человечки это тоже получили. Я старалась больше проводить занятий по изобразительной деятельности.
Работы Ларисы Мартыновой
Та самая книга и Фридл Дикер-Брандейс
Напомню, на минуточку, это 1989 год. Методические книги вообще в дефиците, книг по арт-терапии нет, интернета нет! Я часами зависала в книжных магазинах. Это у меня от папы: он меня приучил в любом городе, любом райцентре искать книжный, ведь там бывают сюрпризы!..
Так и случилось. В одном магазине я нашла книгу Елены Макаровой «В начале было детство». Я увидела единомышленника. Елена писала, как она работает в своей художественной студии со всеми детьми, что нет неталантливых детей, что рисование это особый процесс, который лечит детей, их эмоциональные травмы. Бывало у вас так, что в определенный момент жизни попадает вам нужная книга? Вот тогда так и случилось. И произошло еще что-то очень важное! В книге Елены Макаровой я познакомилась с Фридл. И я стала мерить свою работу с детьми работой и жизнью Фридл.
Фридл Дикер-Брандейс (30.06.1898-09.10.1944), еврейская австрийская художница и дизайнер. Занималась дизайном тканей, иллюстраторской и оформительской деятельностью, работала театральным художником и дизайнером в Вене, Берлине, Праге и Гронове и др. Вместе с мужем Павлом Брандейсом депортирована в гетто в город Терезин в декабре 1942. В гетто разрешалось взять с собой груз до 50 кг. Обычно люди брали с собой ценные вещи (которые, разумеется, изымались потом нацистами). Фридл, невысокая, хрупкая миниатюрная женщина, взяла с собой краски, кисти, карандаши, бумагу, альбомы по живописи — сколько смогла… При досмотре все эти вещи не посчитали ценными и не отобрали…
Фридл Дикер-Брандейс
Терезин – это небольшой городок в Чехии, недалеко от Праги. Фашисты сделали там «потемкинскую деревню», адский кукольный домик, кукольный городок, транзитное гетто. По их замыслу туда были собраны представители еврейской интеллигенции с их семьями, и евреям было дозволено в рамках лагерного самоуправления воплотить мечту о сионистском государстве… Все это делалось для съёмки идеологических фильмов, для показухи представителям международного Красного Креста и другим представителям мировой общественности. Сегодня показывают экскурсантам концерт еврейского оркестра, а после часть музыкантов отправляется в Освенцим. Сегодня показывают гостям, как полны магазины в гетто, а после их визита убирают товары и отправляют покупателей с их детьми в концлагерь. Постоянный оборот населения в Терезине: ежедневно эшелоны приходят в Терезин, ежедневно эшелоны уходят из Терезина в концлагеря. Терезин – перевалочный пункт, Терезин – ежедневная селекция. Жизнь? Как вообще жить, как объяснить детям суть такой жизни? Как можно в таких условиях решиться учить чему-то детей? Как не сойти с ума?..
Дети в Терезине
Фридл начала проводить первые занятия с девочками (в доме, где проживали девочки) в 1943 году. Постепенно количество групп и детей увеличилось. Она учит детей рисунку, она учит их способам изображения, композиции при минимуме материалов. Она придумывает графические диктанты, чтобы регулировать эмоциональное состояние, уравновесить дыхание, сделать увереннее руку… Фридл пишет в Терезине трактат «Детский рисунок» . Ее мысли о том, как надо работать с детьми, отзываются так остро во мне, что мне даже кажется, что она писала это лично для меня! «Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить такие источники энергии детей как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности». Фридл пишет, как нельзя дирижировать вспышками детского вдохновения, как нельзя пичкать их знаниями не по возрасту, как организовывать занятия в малых группах, как ритмические графические упражнения помогают готовить ребенка к работе. И каждый день на занятиях кого-то из детей уже не было: их отправляли в Освенцим…
- Карл болен и читает вслух
Рисунки учеников Фридл
Я храню работы моих детей
Все идеи Фридл, которые я смогла тогда понять, я старалась воплотить в своей работе с моими маленькими человечками. Я храню работы моих детей. Сегодня я думаю, что главное, что я получила тогда, в начале своей профессиональной деятельности, – это не методические уроки, а прикосновение к жизни Фридл в Терезине, ее человеческий и педагогический подвиг. Я рассматриваю рисунки, коллажи ее детей, чтобы понять, что они чувствовали, как выдерживали их маленькие сердца, как все смогли проживать. Я понимаю, что это не комнатная арт-терапия из методических книжек, а это любовь, которая… долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (I Кор. 13:4-5).
Работы моих воспитанников. Лариса Мартынова
Фридл сохранила 5000 рисунков своих воспитанников
Осенью 1944 года Павла Брандейса отправили в Освенцим. 6 октября 1944 Фридл собрала все детские рисунки (всего около 5000!), сделанные детьми на ее занятиях, сложила в чемодан… И с последней депортацией из Терезинского гетто добровольно отправилась в Освенцим. Там она не прошла отбор, ее сразу отправили в газовую камеру. Чемодан с рисунками был найден после прихода советских войск в Терезин.
Впервые выставка произведений Фридл Дикер-Брандейс и её терезинских учеников была открыта в Вене в 1999 году, она объехала много стран, её увидели более миллиона человек. Работы хранятся в Праге в Еврейском музее. Сейчас благодаря огромной поисковой работе Елены Макаровой в интернете доступна вся информация о Фридл. Можно прочесть и сам ее трактат, написанный на печатной машинке в Терезине, и книги о ней , воспоминания выживших ее воспитанников, статьи о ее наследии, есть целый сайт makarovainit.com. На моих лекциях «Эмоциональное благополучие детей средствами изобразительной деятельности» я рассказываю педагогам о Фридл, используя все эти прекрасные материалы. А в далеком 1989 году я искала хоть что-то про нее в библиотеках, перерыла все, но нашла только буклет на чешском языке в Ленинской библиотеке…
- Фридл Дикер-Брандейс. Ребёнок
- Фридл Дикер-Брандейс. Цветы
- Фридл Дикер-Брандейс. Автопортрет
Хрупкая женщина, художница Фридл вошла в мое сердце, и с тех пор я меряю ее терезинской жизнью любую работу с детьми.
Автор: Лариса МАРТЫНОВА