И чем «домашнее» обучение отличается от «альтернативного«

В прошлом году, когда многие  учреждения образования в связи с карантином перешли на дистанционное обучение детей, одни из нас подумали, а не перейти ли вовсе на домашнееобразование-ребёнок дома, под присмотром, не надо налаживать логистику и подвергать его риску схватить инфекцию, да и прокотролировать его обучение проще. А другие, наоборот, с ужасом подумали о том, что есть родители, которые проводят со своими детьми 24 часа в сутки, да ещё и сами выступают в роли учителей… Так что же  это такое домашнее обучение, чем отличается от школьного и с чем  сталкиваются родители и дети, которые выбрали этот путь? Об этом в разговоре с многодетной мамой Натальей*.

Наталья, Вы несколько лет назад выбрали хоумскулинг. Чем было продиктовано это решение?

–В нашей семье решение не отдавать детей в детский сад созрело ещё до появления в семье старшего ребенка. Думаю, это связано с тем, что в родительство мы пришли достаточно взрослыми, состоявшимися людьми, и оба понимали, что самую большую ценность для нас представляет наша семья – как общность супругов и детей, объединенных общими взглядами, идеями и делами. Мы решили, что если дети будут посещать сад и школу, то эту общность нам будет сохранить сложнее. Ведь если ребенок большую часть времени проводит вне семьи, то делиться своим опытом, передавать в полной  мере свои ценности родителям будет проблематично. И самое главное, как люди верующие, мы осознаем свою ответственность перед Богом за тех детей, которых Он нам дал. Мы являемся для них самыми главными людьми и, соответственно, отвечаем за их возрастание: не только телесное, но и духовное. Лучше чем мы, этого никто не сделает. Ведь если они вверены нам, то именно мы должны о них заботиться, обучать и воспитывать.

Чуть позже встали вопросы влияния детского коллектива. Мы видели, что происходит в семьях друзей: как дети взрослеют и переориентируются на сверстников.  Мы понимали, что  в таком сильном проявлении этого можно избежать, если большую часть  времени дети будут проводить с  родителями, так как у взрослых есть возможность на них влиять.

Если говорить о семейном образовании, то поскольку ребенок всегда находится дома, то дошкольный и школьный периоды разделить сложно. Поэтому можно сказать, что семейное образование начинается практически с рождения. Мы детей не просто обучаем, а образовываем в целом.

Скажите, а альтернативное образование и домашнее — это одно и тоже?

–Нет. Это разные понятия. Когда мы говорим о хоумскулинге, мы говорим о семейном образовании, которое осуществляется силами родителей под их ответственность. В случае с альтернативным образованием создаются параллельные государственной системе структуры, формируются классы. То  есть по сути родители делегируют образование ребёнка другой школе. Семейное образование не про это. В этом случае максимум времени ребенок проводит в семейном кругу.

И всё-таки мне непонятно. Вы и супруг прекрасно закончили обычную школу, вузы и вас можно назвать вполне успешными людьми. Почему же для детей выбрали другой путь?

–Надо сказать, что понятие успешности очень относительно, и для многих наше положение успешным не является: наш материальный доход, с которым у большинства людей как раз и ассоциируется понятие успешности, высоким не назовешь.  Да, он у нас стабильный, поскольку у нас есть работа как источник средств для существования. Но всё-таки главная наша ценность-это то, что мы часто бываем вместе. Вот с этой точки зрения да, мы успешные. Мы умеем плодотворно использовать то, что имеем, и испытываем от этого внутренний комфорт.

 Если же говорить о школах и вузах, которые мы заканчивали с супругом, то, во-первых, школа тогда была другая, а во-вторых, если брать мою семью, то родители были людьми рабочих профессий даже без среднего специального образования и просто не могли мне дать того, что давала школа. На сегодняшний день мы можем дать свои детям не меньше, чем школа. А если учесть, что, как и многие родители, мы привлекаем ресурсы дополнительного образования, то даже больше. Индивидуальный подход в расписании, нагрузках, методиках также расширяет наши возможности.

Но тогда логично задать, пожалуй, самый частый вопрос, который задают хоумскулерам: а как же социализация?

–Я здесь никаких проблем не вижу. Даже наоборот. Мы живём в обществе, наши дети живут в  этом же обществе с нами. Когда они были ещё совсем маленькие, мы вместе совершали те или иные общественные и бытовые дела: поход в магазин, банк, на почту, на общественные мероприятия в то время, когда их сверстники были в детском саду и каждый будний день проводили на ограниченной территории. У нас было гораздо больше возможностей увидеть общество и познать его в каких-то проявлениях. Со школой примерно то же самое. «Социализация»- понятие неоднозначное, поскольку  она бывает и вертикальной, и горизонтальной. У наших детей есть возможность узнавать жизнь намного, на мой взгляд,  глубже и шире,  чем у их сверстников,  исходя из того,  что под социализацией мы понимаем умение воспринимать и приобретать навыки жизни, ценности, нормы общества в целом. В школе ребёнок сталкивается с весьма ограниченной частью этого общества – детским коллективом, причем искусственно созданным, и преподавателями. Не вижу большой пользы от такой социализации, учитывая, что в жизни человек больше не сталкивается с такого рода коллективом.

И всё-таки в семье, где ребенку уделяется максимум внимания, где его любят, понимают, прощают, атмосфера очень отличается от той, что за её пределами. Не боитесь ли Вы, что, столкнувшись с отнюдь не тепличной средой, ребенок собьётся с ориентиров?

–По-моему, сейчас не один уважающий себя огородник не обходится без теплиц, поскольку именно они позволяют получить хороший урожай, избежать потерь и укрепить растение еще до того, как оно столкнётся с неблагоприятным климатическим воздействием. Почему же не поступать так с самымі значимыми и ценными для нас   — нашими собственными детьми? Почему считается, что неокрепшие, незрелые дети непременно должны сталкиваться с негативом как можно раньше, испытывать его как можно чаще?… С нашей точки зрения, им сначала нужно окрепнуть, устояться в своих психофизических свойствах. Они должны максимально долго побыть в благоприятной обстановке, напитаться добром и любовью. Это как «Одеяло Лихачева когда счастливое тёплое детство, под защитой и опекой любящих близких дало возможность взрослому человеку противостоять серьёзным испытаниям и невзгодам жизни. Но надо понимать, что забота и создание этих условия не исключают столкновения ребенка со сложными обстоятельствами.  Это проявляется в общении между детьми, сверстниками по необходимости, в детско-родительских взаимоотношениях.

Нашим детям, конечно же, не все позволено. Они сталкиваются с ограничениями и понимают, что есть вещи, которые при всём их желании им не получить и понимают, что ограничения — это естественная часть жизни. А наша строгость в этих вопросах — это органичное свойство наших тепличных условий.

Как организованы занятия в кругу хоумскулеров?

Что касается организации занятий,  то здесь каждая семья подходит к этому вопросу по-своему, исходя из своих возможностей, целей, задач, образовательных потребностей. Мы имеем дело здесь с индивидуальным «образовательным маршрутом». У нас  дни расписываются в конце предыдущей недели. Мы исходим из наших рабочих графиков, расписаний дополнительных занятий (спорт, музыка) и определяем, когда, в какое время и чем мы будем заниматься. Это расписание не стабильное, оно плавающее. Всё зависит от того, что получилось, а что нет,  что удалось,  а что не очень. Как правило, у нас каждый день есть занятия по математике и языкам. Русский и белорусский берем блоками. Пока учимся в начальной школе, сильной нагрузки по остальным предметам не испытываем. Но это не значит, что мы их не изучаем. У нас достаточно серьёзный подход и к биологии, и к истории, и к географии. Мы их  проходим по дополнительной программе на том уровне,  на котором ребёнок может воспринять материал в данный отрезок времени и в той форме, в которой ему это интересно.  Такие занятия проходят в свободном режиме: чтение книг, просмотр документальных фильмов,  проекты, зарисовки, работа с картами.

А как проходит аттестация?

– Аттестации проходим в школе, за которой  мы  прикреплены. Достаточно серьезная спортивная нагрузка дает основание для обучения по индивидуальному плану. Мы сдаём в школе все предметы как и дети, обучающиеся очно. Это требует иногда отдельной подготовки, касающейся в большей части формальностей при выполнении заданий.

-На сегодняшний день в семье у вас пока один ребенок школьного возраста, но при этом с другими детьми Вы тоже планируете продолжить семейное образование…

–Да, на старшем ребёнке наш пыл в этом отношении ещё не угас, и семейное обучение мы продолжим. Но, думаю, подходы будут разниться. Со следующим ребенком, например, позже начнем письмо и раньше – математику, к которой уже видна склонность.

С какими трудностями сталкивается ребенок при семейном образовании?

– Трудностей нет у детей, трудности есть у родителей (улыбается – прим. Р.). Нам очень важно, чтобы у ребёнка желание учиться было естественным. Сюда же подключаются вопросы саморганизации и детей, и взрослых. Вот в поисках решений этих задач и состоит трудность нашего пути. При этом очень не хотелось бы использовать элементы внешней мотивации –оценки. Мы не заостряем своё внимание на получении хороших оценок,  а стараемся, чтобы детьми всё было сделано максимально хорошо, в меру своих возможностей и способностей.

*Имя героини изменено.

Беседовала Анна ГАЛКОВСКАЯ

Фото из открытых источников

www.pro-life.by

Write A Comment