Что такое Антипасха и почему она так называется?
Антипа́сха – первое воскресенье после Пасхи, служащее своего рода обновлением Праздника Пасхи в 8-й день. Это слово происходит от греческого ἀντίπασχα: из ἀντι- вместо, взамен и Πάσχα – Пасха. То есть буквально греческое слово ἀντίπασχα означает: то, что вместо Пасхи.
Когда впервые появился термин Антипасха?
Как считают исследователи, одно из наиболее ранних употреблений термина Антипасха в значении Недели, следующей за Неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Константинопольскому патриарху Иоанну Постнику (†595) канонических правилах.
Верно ли считать Антипасху отданием Пасхи?
Отдание Пасхи в Православной Церкви совершается в среду 6-ой седмицы после Светлого Христова Воскресения, перед праздником Вознесения Господня (в 2025 году это 28 мая). Однако изначально (уже в IV веке) Антипасха воспринималась как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи». В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение проводилось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день обряды, которые были завершением крещения оглашенных, происходившего в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».
Иногда Антипасху называют Неделей о Фоме. Как правильно?
Этот день имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника.
Почему на Антипасху выпадает воспоминание именно апостола Фомы?
В самом деле, современное богослужение этого дня в значительной мере посвящено воспоминанию уверения апостола Фомы (Ин.20:19-31). Это событие произошло на восьмой день после Воскресения Христова (буквально, согласно евангельскому тексту: «После восьми дней» (Ин.20:26)). При этом название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Иисуса Христа апостолам, среди которых был и св. Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами.
Откуда появилось наименование Антипасхи – «Новая неделя»?
Данное наименование, употребляемое в богослужебных книгах Ирмологии и Типиконе, объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Вместе с этим тема обновления отражена в «Слове на неделю новую» свт. Григория Богослова (†389) и имеет следующий смысл: пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, люди должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Господа Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем Воскресении.
В какой богослужебной книге содержится последование Антипасхи?
Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам не относится.
Почему на Светлой седмице нельзя венчаться, а на Антипасху – можно?
Венчания на Светлой седмице нежелательны, поскольку эти дни, в которые совершается празднование праздников Праздника, не подразумевают отвлечения на частное торжество. Первый день после Пасхи, когда начинают венчать – это Антипасха, так называемая Красная горка. Именно поэтому в народе на Антипасху приходилось самое большое количество венчаний.