18 ноября 1917 года после длительного, более 200 летнего перерыва был избран патриарх Русской Православной Церкви. Им стал Тихон Беллавин. 

Для лучшего понимания личности этого человека и его вклада в сохранение православной веры и церкви нужно вспомнить, что представляло собой церковное устройство, претерпевшее петровские реформы, и чем тогда являлось православие для людей. 

После смерти патриарха Адриана в 1700 году, Петр I принял решение упразднить должность патриарха и назначить правящим церковным органом Святейший синод, т.е. теперь представителем церкви в других государствах и перед народом, был не какой-то определённый человек, личность, а коллегиальный орган,  во главе с императором. А представителем императора в Синоде был обер-прокурор, гражданское лицо. Таким образом, церковь, по сути, превратилась в государственный орган, который фиксировал акты о рождении, смерти, заключение браков. 

А с учетом того, что православие еще со времен князя Владимира было государственной религией и отступление от него преследовалось и оценивалось как выпад против действующей власти, то и за  посещением храма, исповедью и Причастием тщательно следили. Раз в год, обычно во время Великого поста перед Пасхой, каждый должен был исповедаться и причаститься. Все это фиксировали документально. Человек, не принимающий участие в церковной жизни, вызывал подозрение, и контролирующие органы брали таких «на карандаш», как бы не задумали чего против власти. 

Такой навязанный, бюрократический подход к церковным таинствам, к пониманию православия, плюс низкая образованность, непонятный язык богослужений, привели к тому, что у большинства людей вера сводилась к формальности. И всё это впоследствии привело к распространению атеизма, который советская власть стала внедрять в общество. 

И вот при таком положением церкви, при таком отношением к православию, с такой верой у людей, в совершенно неспокойное время конца 1917 года Тихон Беллавин становиться патриархом Московским и Всея Руси, возглавляет Русскую Православную Церковь. 

Император Николай II отказался от престола, Временное правительство свергнуто, устанавливается советская власть…Голод, гражданская война… Новые советские законы в отношении церкви, постановления о ликвидации церковного имущества, репрессии, уничтожение священнослужителей… Попытки организовать обновленческую церковь, которая будет послушна и угодна новой власти. Все это выпадает на годы патриаршества Тихона. 

Выстоять в этом вихре событий можно было только человеку действительно глубоко верующему. 

Патриарх Тихон мягкий по натуре, кроткий, добрый человек. Вынужден был удерживать церковь от раскола. Несмотря ни на что, не признавал он обновленческих настроений. Выстраивал отношения с новой властью, прилагал все усилия, чтобы сохранить православную церковь, сам призывал священнослужителей не препятствовать изъятию ценностей из храмов, просил власть лишь не посягать на священные сосуды, церковные святыни. Выступал за сохранение мира, за прекращение всякого кровопролития и братоубийства. Обращался в разные страны с просьбой оказать гуманитарную помощь голодающим. 

Его проповеди находили отклики в сердцах людей. Авторитет этого человека усиливался в обществе и стал настолько велик, что новая власть захотела использовать его в своих целях. Но патриарх оставался верен одному Богу и своему служению людям.  Ничто не смогло его сломить. Ни аресты, ни изоляция, ни дезинформация, ни клевета. Вспоминаются библейские слова:

«А если дело их от Бога, вам не одолеть их; и может оказаться, что вы боретесь с Самим Богом»  (Деян 5:39)

Пережив весь ужас борьбы за власть, который выпал на долю народа того времени, патриарх Тихон пришел лишь к одному мнению, что для спасения человечества, власть как таковая не имеет значения. И Церковь должна быть при любой власти Церковью Единой Христовой. 

Вероника Голубовская
www.tut-news.ru