Сегодня последний день масленичной недели, Прощеное воскресенье. В понедельник начнется Великий  пост. 

Традиция Прощеного воскресенья уходит в далекое прошлое. Когда первые монашествующие христиане, перед уединением в пустыне на время Великого поста собирались вместе.

Они знали, что обратно могут вернуться не все. Поэтому перед расставанием прощались и простили друг у друга прощения. Постепенно эта традиция перешла в богослужебный цикл церкви. 

Вечером Прощеного воскресения в храмах совершается Чин прощения. Аналои (высокие столики для богослужений) покрываются черными или фиолетовыми ризами. Священники также облачаются в темное.  Все присутствующие в храме просят друг у друга прощения. 

Нужно понимать, что формальное участие, формальное покаяние не принесут душевного мира. И прежде чем просить прощения у малознакомых людей в рамках церковных традиций, необходимо искренне примириться со своими близкими. Искренне попросить прощения и так же искренне простить обидевших.  

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» Евангелие от Матфея 6:14 

В понедельник после Прощеного воскресения начнется Великий пост. Церковный календарь в этот день предписывает  полное воздержание от пищи. Но стоит помнить, что основной смыл поста – воздержание от страстей. 

В русской традиции этот день еще называют «чистым» понедельником. Принято было ходить в баню, наводить порядок в доме, убирать лишние вещи, во всём придерживаться аскетизма и сдержанности.

«Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, – чистый сегодня понедельник! – только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так “по закону надо”. И грех смеяться…» Лето Господне, Иван Шмелёв

С понедельника по вечерам в храмах начинают читать покаянный канон Андрея Критского. В просторечии на Руси эти четыре дня чтений называли «ефимоны», «стояния».

«И начались ефимоны, стояние. Я слушаю страшные слова: – “увы, окаянная моя душе”, “конец приближается”, “скверная моя, окаянная моя... душе-блудница... во тьме остави мя, окаянного!..» Лето Господне, Иван Шмелёв

Покаянный канон содержит в себе наиболее яркие библейские истории, показывающие ошибки и грехи человека.  Преподобный Андрей Критский  раскрывает принцип пагубного действия страстей на жизнь и здоровье людей. Описывает историю отношений Бога с человеком, как свою собственную. От грехопадения до радости спасения. 

Вечерние чтения канона очень важны, это начало пути к Пасхе.

Вероника Голубовская
www.tut-news.ru