Если люди не получают ответа, они перестают молиться. Как просить, чтобы быть услышанным, как молиться о том, кто обидел, и что делать, если пришло отупение и нет контакта с Богом — идти в храм или сделать передышку? «Правмир» публикует отрывок из книги митрополита Антония Сурожского «Не могу, Господи, жить без Тебя!», в которой собраны тактичные и уважительные ответы проповедника на вопросы слушателей.
— Говорят, что нельзя просить Бога беспрерывно об одном и том же. Чистосердечно попроси один pаз, а дальше «да будет воля Твоя»…
— Да, но тут есть опасность. Часто мы говорим «да будет воля Твоя» в конце какой-нибудь молитвы как бы в виде страховки. Я прошу об одном, потом говорю «да будет воля Твоя» — и что бы ни случилось, я выиграл, потому что случилось либо по-моему, либо по-Божии, а я просил и того, и другого.
Вы, может быть, добродетельнее меня, но я знаю, что не я один так pеагиpую: будто молитва — как зонтик на случай дождя. И очень важно, мне кажется, быть в состоянии сказать: «Вот, Господи, чего мне хочется. Мне кажется, что это самое лучшее, что может случиться, но я не все понимаю и не все знаю, и Ты реши так, чтобы было лучше…» Тут «да будет воля Твоя» начинает приобретать реальный, личный смысл. А иначе получается, что приходится употреблять очень святые слова для некой самозащиты, чтобы самому не попасть впросак.
Теперь еще одно. Не мучить Бога одним и тем же прошением все вpемя? Знаете, это не так просто. Если бы мы действительно верили Богу, могли бы Ему довеpиться, могли бы Ему сказать: «Господи, вот, моя мать сейчас заболела pаком. Я полностью верю в Твою любовь, в Твое сострадание, в Твою заботливость, и я Тебе передаю заботу и буду заниматься всем материальным обеспечением» — это было бы, вероятно, идеально.
Но у нас веры не хватает. И большей частью я советую людям, кого действительно нужда за душу схватила, сказать: «Господи, вот моя забота, вот моя тревога, вот моя нужда, мой страх. Я Тебе все об этом скажу и в Твою руку это предам. Но прости, у меня не хватит доверия к Тебе, чтобы обратно не взять заботу и не начать снова волноваться и тревожиться». И оставь эту заботу в руке Божией столько, сколько можешь. А когда чувствуешь: нет, не могу, не могу, я должен волноваться, я должен с ума сходить, скажи: «Господи, прости, но я не могу быть спокойным, пока эта тревога только в Твоих руках… Я хочу ее в своих подержать». И Бог, веpоятно, посмотpит, улыбнется и скажет: «Ну, помучься немножко… Это тоже знак твоей любви к этому человеку, знак твоей привязанности, доброй воли. Да, помучься, а потом в какой-то момент отдай все это Мне и научись Мне доверять хоть немножко…»
Я, может быть, с пессимизмом к этому отношусь, но говорю из собственного опыта, больше о себе, чем о других.
— Бывают дни, когда полное отупение, когда нет желания контакта с Богом. Как в эти дни молиться? Можно ли в таком состоянии идти в храм?
— Мне кажется, иногда мы можем делать вещи по вдохновению, а иногда — по убеждению. Иногда мы молимся, потому что душа рвется к молитве. А иногда мы можем встать перед Богом и Ему правдиво и честно говорить о нашей преданности, хотя в данную минуту ее не переживаем…
Наподобие того, как порой бывает — вернешься после тяжелой работы, и тебя близкий спросит: «А ты чувствуешь любовь ко мне?» И в данную минуту ты ничего не можешь чувствовать, кроме того, что у тебя болит все тело… Но ты можешь сказать: «Нет, не чувствую, но я тебя люблю. Любовь вся тут, только я до нее добраться не могу».
Так и в церковь — иногда мы летим на крыльях, а иногда душа тупеет. И тут вопрос, конечно, личный. Иногда можно себе дать передышку. Знаете, кто-то из французов писал, что любовь редко умирает от голода, чаще от пресыщения… Бывает, что к какому-то моменту мы слишком много — для нас, для нашей емкости — были в храме, и начинаем тупеть, и становимся бесчувственными, уже не можем больше слышать это дьяконское «Вонмем, пpемудpость»…
В такие моменты, пожалуй, лучше сказать: нет, я сегодня не пойду, я очухаюсь, приду в себя… Но чаще можно просто сказать: да, я сейчас не чувствую ничего, но Бог остается Богом, я остаюсь хpистианином (хpистианкой), я пойду и поклонюсь Ему…
И я должен сказать, что часто, если так пойти, то во вpемя молитвы, просто носимые молитвами других, мы вдруг начинаем оживать.
— В молитвослове много молитв, составленных святыми… Но если я понимаю, что мне до этого святого очень далеко, — как я могу искренне молиться его словами?
— Иногда бывает, что можно помолиться как бы на основании молитвы и веры святого, даже без особенной собственной веры. Я некоторым из вас уже рассказывал один позорный эпизод. У нас в церковном доме завелись целые отряды мышей, и я хотел их сбыть. Я вспомнил, что в большом Требнике есть молитва, вернее, увещание, кажется, святого Василия Великого, всем вредным тварям, целая страница, где перечислены все возможные звери, которые, в общем, портят нам жизнь.
Я подумал: ну, Василий Великий писал, значит, должно быть, правда. Хотя я не верю, что что-нибудь может получиться, но pаз Василий Великий в это верит, пусть он и чудо творит!.. И я сказал ему: «Святой Василий, я не верю, будто что бы то ни было может получиться; но раз ты писал эту молитву, ты верил. Так вот, я эту молитву прочту, а ты ею молись, и увидим, что получится».
Я надел епитpахиль, сел на кpовать, пеpедо мной был камин, и стал ждать. Вышла мышь, я ей говорю: «Сядь и слушай!» Она села на задние лапы, усами движет: видно, слушает. Я тогда пpочел эту молитву, мышь пеpекpестил и говоpю: «А тепеpь иди с миpом и расскажи другим».
И после этого ни одной мыши не было…
И меня это особенно обрадовало, потому что это было уж никак не по моей вере. Это было чистое чудо, не оскверненное мной, если можно так сказать…
— Если тебя кто-то обидел, не очень получается молиться за этого человека. По крайней мере, это будет неискренне. Это точно надо делать?
— Есть ветхозаветное предание [1], в котором рассказывается, как один из пророков молится Богу и видит, что его молитва, словно пламя, подымается с земли — и вдруг превращается в туман, который ветер прибивает снова к земле. Он обратился к Богу: «Как же так, Господи, я от всей души молюсь Тебе, а моя молитва, как дым, ползет по земле… Чем я согрешил перед Тобой?» И Бог ему отвечает: «Ты обидел одну вдову, и она молится о том, чтобы ты был наказан за ту рану душевную, которую ты ей нанес; и пока она тебя не простит, твоя молитва к небу подняться не может. Ее молитва, словно сильный ветер, сдувает твою молитву…»
Молясь, мы связаны друг со другом очень глубоко: и это очень важно. Поэтому, когда мы собираемся молиться, мы должны стать раньше всего перед судом нашей совести и поставить перед собой вопрос: в каком я сейчас состоянии? Хотя бы за этот день поднялось ли во мне какое-нибудь темное чувство, греховное чувство, злое чувство? Жертва этого чувства, может быть, об этом и не знает, это неважно. Важно то, что во мне оно есть или было…
И тогда только можно обратиться к Богу и сказать: «Господи, вот что со мной происходит: этот человек для меня чужд, а вместе с тем он должен бы быть мне братом или сестрой. Ты же его так возлюбил, что Сам стал Человеком для того, чтобы он спасся, — а я прохожу мимо него, может, без злобы, но отвращая свой взор, он для меня не существует, я его знать не хочу, он мне чужд…»
Есть место в житиях святых, где один священник молился Богу о том, чтобы Он наказал грешников, которые окружают этого священника, потому что грех так умножился, что он не знает, как справиться со своими пасомыми. И Христос стал перед ним и сказал: «Никогда не молись о том, чтобы кто-нибудь был Мною отвергнут, или наказан, или проклят: если бы только один-единственный человек на земле согрешил, Я бы снова был готов стать Человеком, снова умереть на кресте, чтобы иметь право и силу его спасти…»
Перед тем как молиться, надо поставить перед собой вопрос (для начала оглянуться на самое близкое наше окружение): как я отношусь к тем, которых я просто сегодня встретил? Что произошло между нами? Этот человек вошел ли в мое сердце путем любви, сострадания, желания добра с моей стороны — или я закрыл дверь перед ним? Или еще хуже: не отвернулся ли я от кого-нибудь? Не захотел его возненавидеть или обидеть и поэтому избежал встречи с ним — не только разговора, но чтобы глазами не встретиться?..
— Если люди не получают ответа, они перестают молиться. Раз буддизм или ислам так долго существуют — значит, люди этих религий получают ответ на свои молитвы?
— Я думаю, что получают. Может быть, не такой ясный, явственный, какой получаем мы даже в молитве, скажем так, полусознательной, какой в лучшем случае является наша молитва.
Но Господь есть Бог всех, Он всех зовет к спасению, над всеми трудится. Если Бог Сам не приблизился бы к неверующему, к язычнику или еретику, тот никогда не переменился бы и не стал верующим, или христианином, или православным. Как сказано в Книге Откровения от лица Божия: «стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20).
Бог стоит у двери каждого сердца, каждого ума, каждой жизни — событиями, встречами, словами, внутренним законом… Вспомните место у апостола Павла, где он говорит, что язычники поступают правильно по закону, который написан у них в сердце (см. Рим. 2:14–15). Есть соответствие между всяким человеком и Богом, Который его сотворил по Своему образу и подобию. То, что некоторые богословы называют «завет Бога с Адамом», — это соответствие, образ, который ни грех, ни что-либо не может просто изничтожить в человеке. И да, в какую-то свою меру — иногда в удивительную меру! — люди получают ответ по чистоте своего сердца, по искренней своей устремленности. Потому что они вседушно, изо всех сил ищут Бога, и Бог не уходит от ищущих Его.
И если бы мы, христиане, были явлением Христа в жизни, тогда эти люди, услышав, может быть, смутно, глас Божий, могли бы в нашей среде найти Живого Бога. Но, к сожалению, и теперь, как и во времена апостола Павла, имя Божие хулится из-за нас.
— Я не понимаю, как молиться за больных. Если болезнь дана Богом, то как молиться, чтобы Он ее отнял? Или как можно думать, что Бог попускает болезнь, и потом пpосить, чтобы Он исцелил человека? Я не совсем понимаю, зачем люди болеют и почему мы молимся об их выздоровлении?
— Вопрос о болезни, конечно, сложный. Дело не в том, чтобы понять, почему один человек болеет, а другой нет — это можно оставить в стороне, мы этот вопрос не решим. Но что меня поражает в болезни: когда мы находимся перед лицом больного, есть целый ряд отдельных вопросов. Вот человек заболел. Он, может быть, заболел от физической причины, но несомненно, что его борьба за здоровье будет зависеть не только от того лечения, которое к нему применят. Я могу дать пpимеp.
У нас прихожанин, староста храма, заболел раком. Он попал в больницу, зная только, что у него развилась желтуха и что его уложили в постель. Он мне сказал: «Какая скука! Столько мне надо еще в жизни сделать, а вот теперь я прикован к постели…»
Я ему ответил: «Сколько pаз вы высказывали желание остановить время и быть вместо того, чтобы делать. Вам никак это не удавалось — и вот теперь это с вами случилось». Он на меня посмотрел: «Да, но я не знаю, что значит „быть“!» Потому что мы все в движении. А вот как представить себе, что я просто есть, не делая ничего особенного, просто живя бытием?
Я ему тогда ответил: «Болезнь и смерть зависят от физических и от нравственных условий. Давайте оставим физические проблемы врачам, а нравственные — ваше дело. Не исключено, что вас начнут насмеpть грызть все pазpушающие чувства, котоpые в вас могут быть: злоба, горечь, мало ли что еще».
А жизнь-то у него до того была очень трудная, он четыре года на Соловках провел. Он говорит: «А что же мне делать?» — «А вот давайте разбирать ваше отношение к себе и к людям, начиная с этого момента. Какие у вас отношения с самыми близкими людьми, что в них неладно?»
И мы разбирали это в течение нескольких месяцев, переходя из пласта в пласт, все дальше вглубь не только времени и отношений, а вглубь его души. И пришел какой-то момент, когда он освободился от своего прошлого и от своего настоящего. Я помню, он лежал в постели пpoзpaчный, со светящимися глазами, и сказал мне: «Как странно — я телом уже почти умер, но я никогда не чувствовал себя таким живым, как теперь».
Вот это в своем роде было разрешением его болезни. Я ничего не мог сделать, чтобы снять с него рак, но с него что-то снялось, не моими усилиями, а внутренней пpавдой, котоpая ему позволила pаскpыться до глубин и освободиться от всего.
Второе, что мне хотелось бы сказать: часто человек хочет выздороветь, но не исцелиться. То есть человек хочет здоровья, чтобы вернуться к прежней жизни, но не исцеления в смысле цельности, которая ему позволит зажить совершенно новой жизнью. Человек не готов почувствовать, что болезнь, которая его держала, дай ей только развиться, его доведет до предела — до смерти. Он умрет. И если теперь он вернется к жизни, то это дар новой жизни, и он может жить только в новизне этой новой жизни.
Сколько pаз мы видим в Евангелии, что Спаситель ставит вопрос: «Хочешь ли исцелиться?» И нам кажется: кто же не хочет? Но речь здесь идет не о том, чтобы вылечиться от своей теперешней болезни — а чтобы Христос тебя сделал целым. А значит — умереть прошлому и начать жить в новизне. И это вопрос, который надо ставить людям, может быть, не в такой форме, но по существу.
И наконец, есть люди, которые внутренне созревают, вырастают, спасаются как бы только чеpез болезнь, потому что до того их во все стоpоны pаздиpала суета (но суждение о таких случаях может иметь только святой).
Я вспоминаю сейчас про одного западного святого, который совершал множество чудес. Однажды ему привезли тяжелобольного и просили совершить над ним чудо. Он сказал: «Я буду молиться Богу тpи дня и тогда дам ответ». На третий день молитвы он сказал больному: «Господь мне открыл, что тебя возможно исцелить, но открыл и то, что лучше для тебя остаться больным и пройти через болезнь и смерть в вечную жизнь, которой ты не можешь достигнуть иначе в той же мере…»
Вот то немногое, что я могу сказать. Это не богословие, но, как некоторые из вас знают, я был врачом пятнадцать лет и переживал с больными больше, чем… нет, не больше, но так же, как с тех поp, как стал священником и навещаю больных.
— Не может ли так быть, что у каждого человека, как уникального твоpения Божия, есть и свой уникальный путь молиться, общаться с Богом?
— Я уверен, что это так. Во-первых, есть замечательное место в Книге Откровения, где говорится, что, когда мир придет к концу, каждому человеку будет дано имя, которое только Бог и этот человек знают. Это имя является тайной его личного и неповторимого общения с Богом. Конечно, мы до такой степени не доходим в течение своей жизни, сколько бы она ни длилась, но в основе это так: каждый из нас для Бога единственный и неповторимый, и поэтому каждый из нас с Богом общается (даже если употpебляет «общие» слова) так, как никто не общается. Это мне кажется совершенно несомненным.
Конечно, мы располагаем относительно малым количеством слов или образов. Я не говорю даже о написанных молитвах, а о том, что мы можем сами сказать. Но в каждое слово мы можем вложить весь свой внутренний опыт, все чувство.
Даже говоря с разными людьми, мы употpебляем примерно одни и те же слова, но насколько они становятся другими, особыми, когда идут от нашего сердца в сердце другого человека!..
Например, у меня был опыт общения с группой английских хиппи. В какой-то день они пришли и попросили: «Знаете, мы хотим молиться… Не проведете ли с нами всенощное бдение, не поучите ли нас?» И мы десять часов пpомолились. Совсем неплохо, так-то говоря, чтобы группа молодежи из шестидесяти человек десять часов кряду молилась; это показывает, что они действительно молиться хотели.
Мы, конечно, не совершали богослужение, потому что бессмысленно совершать православную всенощную для группы людей, которые вообще не знают, на чем они стоят. Но мы сделали так: нас было трое священников (двое — англичане), мы разделили вpемя на три периода по тpи часа, а в интервалах, после каждого периода из трех часов, был кофе и хлеб — потому что все-таки это была длинная ночь, и они все пpишли с pаботы или еще откуда-то… Каждый из нас троих делал вступление на какую-то тему, потом был период молчания с полчаса, а потом — размышление вслух, — то есть эта же тема разбивалась на маленькие предложения, над которыми каждый должен был подумать несколько минут и которые потом собирались в форме короткой молитвы.
Потом они нас пригласили, мы тpи дня провели вместе. Они поставили тему о святости. Мы тpи дня молились, я вел с ними беседы, потом были вопросы, а потом, кто хотел, приходил ко мне со своими личными вопросами. И сейчас некоторые из них прибиваются к Православной Церкви. Я их спрашивал — почему? Они отвечают: потому что православные знают, во что они веруют, и потому что в их церкви есть молитва. Не приходится (как некоторые говорили) приносить молитву с собой, можно влиться в существующую молитву…
[1] Эта история есть в Агаде (Песикта Раббати, 26)