Протоиерей Михаил Владимиров, настоятель храма Казанской Божией Матери в Сан-Франциско

Регулярное чтение Псалтири, на мой взгляд, является основой построения духовной жизни верующего человека. Точно так же, как Псалтирь пронизывает все православное богослужение, она должна пронизывать и жизнь человека. Псалтирь упорядочивает состояние нашего духа, приводя его в состояние мира, любви и свободы. Знание наизусть отдельных псалмов или хотя бы некоторых строк для обращения к ним в критических ситуациях помогает найти и принять единственно правильно решение. Я не побоюсь сказать, что современный человек, который хочет жить духовной жизнью, должен буквально дышать Псалтирью. Необходимость ежедневного чтения Псалтири не может подвергаться никакому сомнению.

Другой вопрос заключается в том, как читать Псалтирь. В течение двух тысячелетий в Церкви сложились формы домашнего чтения Псалтири. Во-первых, существует порядок келейного чтения Псалтири, когда каждая кафизма начинается и заканчивается специальными молитвами и разделена на 3 части. Я не думаю, что здесь нужно подробно говорить об этом, тем более, что это правило изложено на «Азбуке». Точно так же существует порядок чтения Псалтири по усопшим.

Часто мы забываем, что чтение Псалтири включено в Вечерню и Утреню, которые по Часослову каждый человек может служить у себя дома мирянским чином. Причем, в этом случае вся Псалтирь мирянином будет прочитываться не за 20 дней, а за неделю.

Кроме этого, на мой взгляд, каждый человек может сам определить для себя объем чтения Псалтири в зависимости от своего духовного состояния, временных возможностей, подготовленности. Каждый, читавший Псалтирь, знает, что иногда в одном псалме находишь ответ на мучащий вопрос, и тогда перечитываешь его много раз и обретаешь покой. А иногда невозможно остановиться, и читаешь одну кафизму за другой. В этом и есть радость домашней молитвы.

С начала 20 века появилась практика т. н. «молитвы по соглашению», когда несколько человек в одно и то же время читают специальную молитву, поминая людей, нуждающихся в помощи. Наиболее известная молитва по соглашению была составлена, насколько я знаю, о. Валентином Амфитеатровым. На мой взгляд, то, что родилось сейчас — это некое преобразование молитвы по соглашению в чтение Псалтири по соглашению.

С практикой чтения Псалтири по соглашению я столкнулся лет 15 назад, когда прихожане нашего храма стали создавать такую группу.

Я до сих пор для себя не могу сформулировать цели создания подобных групп из мирян. При этом причина, почему многие ищут подобную форму, мне кажется очевидной. Каждый человек, приходя в Церковь, хочет принимать участие в богослужении. Он не хочет быть просто зрителем или слушателем. Он хочет действенно молиться, вслух обращаясь к Богу, воспевая и благодаря Его, произнося имена своих близких, имена других людей, которым нужна помощь. Именно этого современная богослужебная традиция практически не предусматривает. В большинстве храмов, кроме «Верую» и «Отче наш», прихожанин ничего не имеет возможности произнести. Даже подпевая хору «Господи, помилуй», он рискует вызвать гнев регента. А если к этому добавить, что все-таки большинство прихожан не в состоянии понять не только подлинную глубину богослужебных текстов (особенно канонов на Утрени), но даже приблизительно уловить тексты песнопений, то становится понятно, почему наши храмы пусты на Всенощных бдениях. Между клиром и рядовыми прихожанами все больше углубляется разделение, даже визуально заметное в том, что войдя в храм, прихожанин вместо того, чтобы подойти как можно ближе к амвону, отступает к задней стене, боясь помешать клиру совершать богослужение. Если взглянуть на богослужение с точки зрения вовлеченности прихожан, то станет понятно, почему многие приходят не к началу Литургии, а к середине или к концу службы, чтобы после службы заказать молебен, панихиду или пропеть акафист. Прихожане хотят, стоя рядом с батюшкой, подпевать ему, слышать на молебне имена тех, о ком они молятся, а не просто подавать записку в заиконостасное безмолвие, где ее то ли алтарники прочитают, то ли нет. Достаточно увидеть счастливые глаза людей, поющих акафисты без регента и хористов, чтобы понять, насколько прихожане хотят групповой вовлеченности в богослужение и насколько этого им не хватает.

Именно эта неудовлетворенная жажда действенного богослужения стала причиной появления новой формы чтения Псалтири по соглашению в двадцатках.

Мой личный опыт общения с прихожанами, которые начинают участвовать в подобной практике, свидетельствует о следующих возможных искушениях, о которых хотелось бы предупредить молящихся.

Во-первых, в приходе рано или поздно все узнают о том, что в храме есть некоторые особые молитвенники, к которым нужно обращаться с просьбой о молитве, так как их групповая молитва «сильнее».

Во-вторых, эти особые молитвенники не у всех принимают просьбы о молитвах и списки с именами, а устраивают людям буквально допросы по каждому имени и причине просьбы о молитве.

В‑третьих, они постоянно с важностью всем напоминают, чтобы с такого по такое-то время им никто не звонил и не беспокоил, т. к. они читают Неусыпаемую Псалтирь. В результате в приходе на ровном месте образуется нечто вроде секты особо продвинутых христиан.

В‑четвертых, у некоторых после первой эйфории от осознания важности своей миссии (прелести) наступает отягощение взятыми на себя обязательствами с одновременной невозможностью от них отказаться, ведь в приходе все уже знают, что он особый молитвенник. В результате человека охватывает уныние.

Если человек хочет читать Псалтирь, то лучше всего взять в руки «Псалтирь учебную» с двумя параллельными текстами (на церковнославянском языке и переводом Бируковых), ее можно легко найти на «Азбуке». В этом издании даны правила как келейного чтения, так и чтения по усопшим. Для людей, не знающих церковнославянского языка, чтение можно начать с современного перевода, а потом обязательно перейти на церковнославянский текст. Для людей, знающих церковнославянский язык, перевод будет хорошим подспорьем для понимания нюансов текста и заодно проверкой своего знания языка. Чтение я рекомендую начинать с 2–3 псалмов в день, постепенно увеличивая по силам. Главное — это не брать на себя невыполнимые обязательства, а ощутить радость псалмопения.

Думаю, что возникшее обсуждение вопроса о чтении Псалтири и домашнем богослужении весьма своевременно. В ходе этого обсуждения хотелось бы поставить вопрос о создании страницы, на которой ежедневно выкладывались бы богослужебные тексты наряду Утрени и Вечерни мирянским чином. Особенно это актуально сейчас, во время пандемии.

Подготовила Александра Грипас

azbyka.ru