В Госдуме предложили вернуться к рассмотрению статуса плода как субъекта права. В этом случае у законодателей появится возможность ограничить число абортов по желанию женщины.
Первый заместитель председателя Комитета по контролю Госдумы Дмитрий Гусев предложил пересмотреть статус эмбриона человека. Интересы государства требуют более действенных механизмов ограничения числа абортов, заявил он 1 июня на пресс-конференции, посвященной негативному влиянию искусственного прерывания беременности на демографическую ситуацию в стране и репродуктивное здоровье населения, передает корреспондент «МВ».
Сейчас в медицинских документах ребенок в утробе матери классифицируется как биологические отходы класса Б. Это неправильно, современная ситуация требует другого регулирования, других подходов, пояснил Гусев. В пример он привел другие разделы права.: Уголовный кодекс РФ рассматривает факт убийства беременной женщины как отягчающее обстоятельство преступления.
Как сообщил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, анализ причин прерывания беременности показал, что 77,7% абортов приходится на женщин с двумя и более детьми. Он считает, что нельзя законодательно ограничивать право женщины самой принимать решение о материнстве, но в соответствии с Семейным кодексом для этого нужно учитывать мнение супруга или партнера.
Ранее депутат Виталий Милонов сообщил о разработке закона об исключении процедуры аборта из системы ОМС. В пояснительной записке к документу говорится, что государственная поддержка проведения абортов по желанию вступает в очевидное противоречие с решением первоочередной задачи национального развития – стабильным повышением уровня рождаемости в России.
Предложение введения в УК РФ понятия «плод как субъект права» уже выносилось на обсуждение несколько лет назад. Инициатива исходила от Следственного комитета в контексте повышения эффективности расследования ятрогенных преступлений. В 2018 году Национальная медицинская палата направила главе ведомства Александру Бастрыкину возражения на проект, главное из которых — несоответствие международным нормам права.
Понятие плода как самостоятельного субъекта права используют всего несколько стран с сильными католическими традициями, в том числе Сальвадор и Ирландия. Против инициативы выступила возглавлявшая Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Елена Байбарина. В этом случае будет непонятно, как расценивать аборты по медицинским показаниям или по желанию женщины, поясняла она.
Количество абортов в России уменьшается с каждым годом и суммарно за последние пять-семь лет сократилось примерно на 250 тыс. случаев. Чаще всего прерывают беременность женщины в возрасте 25—39 лет, писал ранее «МВ». Минздрав и ФОМС включили прирост доли женщин, отказавшихся от искусственного прерывания беременности в ходе доабортного консультирования, в критерии оценки поликлиник, при достижении которых они смогут получать дополнительное финансирование.
За 2022 год количество абортов в России уменьшилось на 3,9% (с 411 тыс. в 2021 году до 395 тыс.), еще больше сократилось число медицинских абортов по желанию женщины — на 5,3% (со 189 тыс. в 2021 году до 179 тыс.). В этом году Минздрав начал разрабатывать единый порядок доабортного психологического консультирования женщин. В частности, врачам рекомендуют использовать «единые речевые модули» общения с пациенткой, находящейся в состоянии репродуктивного выбора.