В 2014 г. институт семейных исследований Вирджинии (США) с его представителем Брэдфордом Вилкоксом провел исследование «Влияние брака на эмоциональное, социальное и физическое здоровье детей» (источник — Worldfamilymap.org)
Исследование было организовано в связи с угрожающими мировыми тенденциями:
- рождение детей вне брака (распространено в 40% стран Западной Европы и Америки)
- огромное количество разводов и последующее воспитание детей одним только родителем,
- увеличение количества сожительств, где беременность не приветствуется, а если вынашивается, то часто с разрывом отношений и воспитанием детей одним родителем (79% пар в Швеции, Испании, Франции).
Газета «New York Times» пишет, что мы подошли к «пост-семейному периоду в истории». Как это влияет на детей?
Исследование Вилкокса выяснило следующие риски воспитания ребенка в неполной семье:
- Среди заключенных в тюрьме в два раза больше людей, выросших в неполной семье.
Основные причины: у одного родителя объективно меньше времени на воспитание и совместное времяпрепровождение, т.к. он должен выполнять родительские функции за двоих.
Кроме того, девиантное (противоправное) поведение детей часто в корне имеет протест против семьи и, в целом, общества и жизни, которая оказалась несправедлива и сделала ребенка жертвой взрослых проблем.
Часто отклоняющимся поведением дети стремятся неосознанно отвлечь внимание родителей от их конфликтов и предотвратить окончательный распад семьи.
- Подростковая беременность в 6 раз выше, когда отец ушел из семьи, когда девочке было до 5-6 лет.
Основные причины: дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) считается в полоролевой психологии периодом знакомства ребенка с человеком другого пола. Это время нежной привязанности ребенка к родителю противоположного пола и формирование с ним устойчивых взаимоотношений. Папа для девочки (равно, как и мама для мальчика) является внутренним прижизненным образцом человека другого пола, опираясь на который, ребенок потом ищет свою половинку в жизни. Уход отца из жизни девочки в это время лишает ее внимания, отношений и тепла со стороны мужчины, и, входя в юношеский возраст, она начинает стремиться заполнить эту пустоту, часто отождествляя внимание и любовь с сексуальными отношениями.
- Дети в два раза реже получают среднее и высшее образование.
Основные причины: часто препятствует нехватка финансов, чтобы обеспечить хорошее образование.
К тому же, ребенку в этой ситуации приходится раньше идти работать, чтобы частично снять материальную нагрузку с матери.
Помимо того, отец довольно часто мотивирует детей на социальные достижения. Отцовская роль в семье изначально заключалась в том, чтобы дисциплинировать, направлять и руководить ребенком, контролировать его поведение. Отец психологически представляет собой «большой мир» для ребенка, выйдя куда, надо чего-то добиться и принести отцу либо почет, либо позор. Сегодня и матери ожидают от детей высоких социальных результатов. Но практика показывает, что, когда от ребенка ожидает и требует именно отец, дети склонны добиваться больше.
- Уровень наркотической зависимости в два раза выше у детей из неполных семей;
Основные причины: причины те же, что и в ситуации с девиантным поведением – отсутствие времени и сил со стороны одинокого родителя; обида и месть, желание привлечь внимание – со стороны ребенка.
Помимо этого, склонность к зависимостям является специфическим риском для неполных семей. С одной стороны, наркотическая зависимость – это бегство от невыносимой действительности, коей часто бывает травма от развода. С другой стороны, очень трудно матери одной справляться с растущими подростками, особенно с сыновьями. Женщина в определенный момент перестает быть авторитетом для взрослеющего мальчика, и нужна крепкая мужская рука, чтобы помочь ему не сбиться с дороги.
- В два раза выше уровень депрессий и суицидального поведения среди детей из неполных семей
Основные причины: отец дает ребенку чувство общей защищенности, как психологической, так и социальной.Ребенок после развода чувствует с остротой свое одиночество, брошенность, ненужность; остро понимает, что он ничего не может изменить в своей жизни, что его жизнь никогда не будет прежней, а какой будет – непонятно. Дети, вырастая во взрослую жизнь, часто с болью вспоминают безрадостные годы послеразводной жизни; такое потрясение сильно влияет на будущее самоощущение человека.
Исследование полной семьи имеет корреляцию с физическим и эмоциональным здоровьем детей.
Что нужно знать о психологии ребенка в ситуации развода?
Мы будем говорить о психологических особенностях неполной семьи после развода, т.к. ситуация с изначально одним родителем (рождение ребенка вне брака) исследована гораздо меньше.
Начнем с того, что проще ребенок переносит смерть родителя, чем развод, т.к. в смерти нет предательства.
Уход отца из семьи ребенок воспринимает, как уход от себя, т.е. переживает собственный «развод» с отцом, сколько бы не объясняли взрослые, что можно перестать быть супругами, но нельзя перестать быть родителями. Отсюда становится понятным резкое снижение самооценки ребенка при уходе отца (я плохой, раз меня бросили).
Самое распространенное чувство ребенка в неполной семье – это страх перед своим будущим (у детей и подростков и так слабо развита функция прогнозирования, а в ситуации развода ребенок буквально теряет почву под ногами).
Правомерно говорить о потере чувства безопасности у ребенка из неполной семьи, которая может выражаться, как в усилении протестного, негативного поведения, так и в появлении множества страхов, тревог, стремления к уединенности, нерешительности, страха перед контактами и социальной активностью.
В психологический дисбаланс добавляют и сами родители: ребенок часто служит «теннисным мячиком», который перекидывают родители, переставшие быть супругами, с целью манипулировать друг другом. Это самое плохое, что они могут сделать для ребенка – сделать его средством и жертвой в своих разборках.
Проблемы в школе
Неполная семья в общем сознании ассоциируется с проблемной, неполноценной, «безотцовщиной». В чем это проявляется:
- Изменившееся поведение и образовательные успехи ребенка. Как уже говорилось, это может быть демонстративно плохое, нервное поведение, снижение среднего балла, прогуливание уроков и т.д. И тут появляется проблема. Когда надо дисциплинировать ребенка, чаще всего достучаться до ушедшего отца не получается. Хотя бывают случаи, когда отец подключается, но не таким образом и не с теми результатами, которые ожидал бы ребенок.
- Особенности общения ребенка с отцом после развода. Случаи, когда мама против общения, и отец тайком приходит в школу, пытается выманить ребенка, выясняет отношения с администрацией; когда учитель просто не понимает, как выйти из положения «мама: не давайте ребенка, папа: это мой сын, не имеете права», продолжают нарастать. Драматизм нарастает, когда ребенок сам разрывается на части, не понимая, как себя вести. В эти перипетии школа не может не оказаться втянутой, она же и получает много «шишек» от всех участников событий плюс высшей администрации.
- Как правило, падает материальная обеспеченность. Это отражается и на обычных сборах на нужды и праздники, и нередко весь класс закладывает деньги за ребенка, чья мама просто не в состоянии оплатить подарки на Новый Год, т.п.
Как помочь ребенку?
Самое главное, что должны делать взрослые в ситуации развода – это не выносить свои взрослые отношения из супружеской спальни, т.е. оградить ребенка от своих разбирательств;
— а второе – выдерживать его печаль и злость от потери семьи, не табуировать его переживания – они нормальны и нужны для преодоления серьезнейшей потери, которой является семья!
Еще можно добавить следующие рекомендации:
- Такому ребенку нужно очень много поддержки, надо помогать ему поверить заново в свои силы;
- Если взрослый родственник, учитель знает, что в семье ребенка сейчас острая ситуация, и у него никого нет, чтобы поддержать и помочь, то нужно снисходительно относиться к его возможному нестабильному поведению и учебным успехам, создать островок неизменной твердой почвы. Самое большое, в чем катастрофически нуждается сейчас ребенок – стабильность!
- Ребенку нужен хотя бы один спокойный, предсказуемый взрослый человек, который мог бы быть доступен для ребенка для общения по возможности, объяснения происходящего и видения горизонтов жизни.
Психолог Екатерина Шевелёва