Врачи не рекомендуют рожать при помощи операции кесарево сечение более трёх раз. И многие мамы, узнав, что беременны в 4-й раз, оказываются на распутье. Они хотят сохранить беременность, а врачи бьют тревогу. Как быть? Своим опытом делится Анна Барбажинская, супруга священника Леонида Барбажинского,  настоятеля храма святого Архангела Михаила в деревне Старая Переволока Слонимского района,  мама 5 детей.

Пять кесаревых и пять здоровых деток!

— Анна, у  Вас 5 детей. Какая разница в возрасте между ними?

— Tри ребёнка  рождались через 2 года, а потом через  3 и  4,5 года.

— Каждый из детей появился на свет путём кесарева сечения? Врачи не рекомендуют в таком случае рожать более 3 раз. Как было в Вашем случае?

— Да, мне делали кесарево сечение 5 раз. В первый раз меня оперировали экстренно. После родов сказали, что у меня патология в  строении  матки и что рожать больше не стоит. И потом  с наступлением каждой беременности мне  рекомендовали не рожать. Помню,  когда забеременела вторым ребёнком, меня направили в областной центр на консультацию. Я, как ответственная мама, поехала. Раньше не слышала о кабинетах  планирования семьи, и потому разговор с врачом стал очень неожиданным.  Здесь я услышала странные  для меня вещи, которые преподносились достаточно настойчиво.  Но я просто сказала: «Решение рожать ребёнка моё собственное и добровольное. И консультирование здесь тоже добровольное. Я вас ни к чему не принуждаю, и вы меня не принуждайте. О последствиях для своего здоровья и здоровья ребёнка  я предупреждена. Рожать буду».  И все последующие разы, когда меня  направляли в этот кабинет, я просто писала отказ.

— Были ли какие-то осложнения беременности ,  связанные с «превышением лимита»?

— Нет, осложнений не было. Правда, все 5 раз у меня во время беременности  был низкий гемоглобин, а препараты не очень помогали. Но когда ребёнок появлялся на свет, мои эритроциты сразу приходили в норму.

 — А как же спайки, на которые обычно  жалуются после кесарева?

— Спайки были после третьего ребёнка, и это было очень больно. Но мне очень повезло с врачом, который обследовал меня на УЗИ и назначил хороший витаминно-минеральный комплекс. Боли прошли очень быстро, и спаек больше не было.

 — Как Вы восстанавливались после родов?

— Я восстанавливалась быстро. По совету врачей, чтобы матка сокращалась, много ходила. Как только переводили из реанимации, сразу  шла за ребёнком и уже оставляла его в палате, рядом с собой.  В первый месяц после операции мучают головные боли – помогал муж. Все дети у нас приучены за собой убирать, и они дружные, их не надо долго организовывать. Они моют полы, посуду – очень помогают нам по дому.

— Вам удалось избежать послеродовой депрессии?

— Я слышала об этом, но у меня такого не было. Одна моя старшая подруга  когда-то сказала:  «Бывает очень тяжело от усталости, недосыпания, дети болеют. Когда чувствуешь, что нет сил, что не справляешься, когда хочется кричать, когда злишься, молись». Я так и делаю.

 — Есть ли какие-то последствия для здоровья, вызванные именно операцией,  и что рекомендуют врачи?

— Последствий для здоровья нет. Предлагали перевязать маточные трубы, но я отказалась.

 — Что бы Вы посоветовали женщинам, которые стоят перед выбором в связи с тем, что им предстоят 4-е роды путём Кесарева сечения?

— Если женщина настроена рожать, ей никто не помешает. Просто надо сразу предупредить врача, что вы осознаёте риски, но решение ваше обдуманное и твёрдое.  Я столкнулась с давлением врачей, которые были настроены против, и это было неприятно. Зато мне всегда очень везло с врачами на родах.  Я молилась, и Господь всегда посылал замечательного доктора. И каждый следующий  врач отмечал, что его предыдущий  коллега сделал хороший шов.  И ещё. На всякий случай я приучила себя ксерокопировать все записи в карточках. Я очень благодарна врачу акушеру-гинекологу Горелик Тамаре Адамовне, которая два последних раза оперировала меня в Гродно. Это настоящий профессионал, врач от Бога.

— Бывают случаи, когда УЗИ показывает патологию, а ребёнок рождается  здоровым. Но многие женщины в таком случае принимают решение не рожать. Вы сталкивались с такой ситуацией?

— Плохих диагнозов на УЗИ нам не ставили, но после первых родов рожать не рекомендовали. Когда я лежала в реанимации, оказалось, что там работала мама нашего знакомого. Она мне сказала тогда, что малыш был обвит пуповиной 5 раз, и хорошо что было Кесарево. Она тогда сказала ещё, что мне нежелательно больше рожать, что есть какая-то патология в строении  матки. А недавно мы с ней снова встретились. Когда она узнала, что у меня 5 здоровых детей, то  сказала: «Tеперь я верю, что Бог есть».

— Вы так рано вышли замуж и стали мамой… Нетипично для нашего времени.

— Да, многие сейчас стараются сначала  реализоваться в жизни – сделать карьеру, заработать, а потом уже рожать. А у меня всё наоборот. Я считаю, что самое главное в жизни — это семья. Замуж я вышла в 18, первого ребёнка родила в 19 и всегда хотела иметь много детей.  Когда  забеременела пятым ребёнком, поступила в университет. Получаю образование психолога и социального работника. Мы очень хотим с мужем исполнить свою давнюю мечту об усыновлении. Надеемся, что у нас это получится. Но пока нужно поучиться.

— Между всеми детьми разница небольшая. Как Вы справляетесь в быту? Есть помощники?

— В моём понимании, если двое создают семью, то все вопросы и все проблемы они  должны решать самостоятельно, внутри собственной семьи.  Конечно, непонимание было со стороны даже самых близких людей. Но я всегда говорила: «Я сама решила иметь много детей, и сама несу за это ответственность, помогать не прошу».  Обходимся с мужем сами. У него хороший опыт – он из семьи, где было 7 детей.  Но когда уезжала в роддом, всякий раз приезжала моя мама и помогала мужу. А когда я возвращалась, она сразу уезжала к себе. Правда, сейчас, когда я  поступила учиться и надо часто уезжать, выручает не только мама, но и сестра. Но всё-таки самый главный мой помощник — это супруг. Наш старший сын родился с большим весом , а врачи предупредили, что после кесарева сечения нельзя поднимать тяжести, чтобы не разошлись швы. Муж сам вставал к малышу, сам пеленал, давал мне только кормить. Следил, чтобы я высыпалась и меньше уставала.   Укачивал на руках , успокаивал –всё  сам. И купали детей мы вместе. Вообще стараемся всё делать вместе. Многие женщины берут все обязанности по воспитанию на себя, жалеют мужей, дают им возможность отдохнуть лишний раз. Но я считаю, что это неправильно. Нельзя лишать мужчину возможности быть отцом, по-настоящему близким своему ребёнку.  Пусть он видит, как ребёнок развивается с каждым днём, переодевает, укладывает спать, учит новому, показывает и рассказывает, поёт, успокаивает – это в радость и папе и малышу.  Они становятся по-настоящему близкими людьми.

 — Для воспитания 5-х детей требуется немало усилий…

— Дети — это моё. Я с ними провожу всё время, и всегда рада, если привозят ещё и  племянников.  У меня есть установка, что  дети должны пойти в школу, умея читать и писать, поэтому мы много занимаемся, играем. Я работаю по хозяйству, и они учатся, помогают. Мы с мужем стараемся их учить, воспитывать в любви, растить дружными, заботливыми. Но самое главное, мы стараемся за них молиться. И надеемся, что Господь поможет нам вырастить  их хорошими людьми.

 — Спасибо, матушка Анна.

Комментирует врач Светлана Фоминична Мозгунова, врач акушер-гинеколог, преподаватель акушерства и гинекологии Борисовского государственного медицинского колледжа (г.Борисов), отличник здравоохранения РБ.

В данном случае главную роль сыграла мотивация молодой мамы, которая нашла нужные слова в беседе с врачами. Она  осознанно подошла к материнству и твёрдо заявила о своей позиции. Этому надо поучиться.

Честь и хвала хирургам, которые оперировали Анну и сделали хорошие швы. Которые не побоялись. Здесь надо отметить, что в том, как поведёт себя организма, как отреагирует на шов, ответит ли аллергией, даст ли спайки, большую роль играет образ жизни семьи. Если семья целомудренна, как в данном случае, если супруга и супруг единственные в жизни своей второй половины-не только после брака, но и до него, если они здоровы, то риск осложнений , связанных  присоединением инфекции, скоростью восстановления, минимизируется. К сожалению, в моей практике встречались другие примеры состояния женщины после  трёх таких  операций. Это и варикозное расширение вен, и проблемы с  сердцем, и спайки. Очень часто процесс рубцевания шва распространяется и на другие зоны – кишечник, например. Спайки — это соединительная ткань, которая появляется во время рубцевания шва и распространяется на близлежащие органы, соединяя их между собой. Это страшные боли, это нарушение.  В  данном случае у Анны спаечный процесс  только начинался, и врач вовремя  подобрал правильное лечение. Не думаю, что только витаминно-минеральный комплекс тут помог. Скорее всего, у Анны очень хорошая заживляемость тканей. Но такое счастливое стечение обстоятельств – это редкость. Потому что при спаивании кишечника и матки, например, хирургу при последующем родоразрешении пришлось бы идти на огромный риск.

И конечно, очень правильно повёл себя супруг. Потому что грамотно организованный уход в послеродовый период позволяет избежать целого ряда осложнений. Муж взял на себя ответственность за здоровье супруги и ребёнка, тем самым помог своей жене  восстановиться  не только физически, но и психологически. У мамы была возможность отдохнуть, выспаться, избежать перегрузок.  Это ответственное отцовство. Здесь важно, чтобы оба понимали, что в данный период самое главное — восстановить здоровье мамы.

Но принять данную ситуацию как руководство к действию, нельзя.  Нельзя на основании одного счастливого случая сказать: рожайте при помощи Кесарева  4,  5 и 6 раз. Каждый организм  реагирует по-разному. И хоть хирурги и говорят, что вторые роды лучше планировать через 2 года (как было у Анны), чтобы шов не сильно зарубцевался, надо помнить, что организму нужно восстановиться. Мама должна отдохнуть 3,5-4 года (как было с двумя последними беременностями). В данном случае ситуация, когда мама трижды родила при помощи Кесарева сечения с разницей в 2 года без осложнений и сохранила радость материнства, – удивителен. И здесь большая заслуга супруга, который с полной ответственностью подошёл к ситуации. Две последующие беременности были более щадящими, потому что организм успел восстановиться. Но всё равно это большой подвиг и сильная мотивация родителей. Я бы рекомендовала мамам делать промежутки в  3,5 – 4 года. Регулировать наступление беременности можно при помощи методов распознавания плодности – самого физиологичного метода, который одновременно позволяет гармонизировать отношения в паре, лучше понимать друг друга.  За первым кесаревым сечением необязательно следует второе. Если женщина здорова, если заживление шва прошло хорошо, то следующие роды могут быть естественными.

www.pro-life.by