IMG_2315

Вероника Сердюк, руководитель Центра поддержки семьи и материнства «Матуля»

Доклад на Европейском конгрессе семейного образованияПариж 4-5 октября 2013 года.

Свое выступление я хочу начать с цитаты русского философа Василия Розанова: “Связь пола с Богом — большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом”. В восточнославянской ментальности Бог и чадородие неразрывно связаны и именно эта сфера сейчас у нас находится в катастрофическом состоянии.

В России, Украине, Беларуси совершается женщинами абортов в три раза больше, чем в Европе, это говорит о двух вещах: во-первых, наши славянские женщины пока остаются гораздо более плодными, чем западные, во-вторых, это злодеяние еще не осознано в полной мере как грех и остается основным способом планирования семьи.

С советских времен осталась жесткая репродуктивная установка рождения максимум двух детей в семье. И даже просемейная политика в Беларуси не может изменить ситуацию. На ментальном уровне, уровне идей и образов продолжается духовная война за души женщин и мужчин, война эта в большей степени касается и верующих людей, наших прихожан.

До недавнего времени метод распознавания плодности (МРП) в Беларуси изучали лишь представители католической Церкви. Это связано с тем, что католики отвергают любую контрацепцию, допуская для планирования зачатий естественные методы распознавания плодности, а также практикой подготовки к венчанию – пара проходит 10 занятий, половина из которых посвящена методу,

Что же касается православной части белорусов, которая считается титульной (около 70 % номинальных и 3-4% фактически воцерковленных), то отношение к контрацепции очень различно. Руководство Русской Православной Церкви в лице Архиерейского собора еще 2000 году уточнило взгляд на аборты и контрацепцию, ЭКО и возможные средства планирования зачатий — взгляды отдельных учителей и церковных авторитетов не всегда в данном вопросе схожи, часто диаметрально расходятся. Священники на приходах и в монастырях продолжают наставлять пары в зависимости от своих личных взглядов и практики.

В разделе «Биоэтика» в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится:

  1. Однозначный запрет абортивных (спираль, гормональные контрацептивы) средств, суждение о них как об убийстве
  1. Различение абортивной и неабортивной контрацепциис разной степенью ответственности за их применение
  2. Греховность намеренного отказа от чадородия в браке
  3. Причина, которая оправдывает планирование зачатий:

супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей.

  1. Допустимые средства планирования зачатий:

«Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

  1. Должно ли это время быть длительным – например, на время кормления грудью и период восстановления здоровья матери (около 2-3 лет)?:

«Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5).

  1. Условия принятия решения о сроке воздержания:

Решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Критерий при принятии решения: забота о сохранении и укреплении семьи».

Как мы видим, в Православном учении предполагается, что супруги могут использовать в крайних случаях неабортивную контрацепцию, но лучшим решением будет периодическое воздержание, срок которого не будет вредить сохранению семьи.

На первый взгляд, это прямая апология МРП, и метод должен был за 13 лет получить широкую пропаганду и распространение среди православных супругов. Но на сегодняшний момент знакомство православной среды с МРП связано только с высказываниями ведущего православного ученого Алексея Осипова: «Пользуясь таким простым методом, как наблюдение и разумное воздержание, родители могут выбрать время для того, чтобы новая жизнь развивалась в наиболее благоприятных условиях… Отношение к деторождению должно происходить по заповеди «делай и храни» (Быт. 2,15) — разумное, а не без-умное, с рассуждением, а не стихийно-инстинктивное…Православная Церковь не призывает супругов к стихийным, нравственно не контролируемым отношениям, но она не требует и полного воздержания, как это делают некоторые наставники. (Осипов А.И. «Любовьбраксемья. Разговор со взрослыми»)

IMG_2254

В Беларуси знакомство православных верующих с естественным планированием семьи, направленным на деторождение осуществляется Центром поддержки семьи и материнства «Матуля». В Центре наряду с противоабортной деятельностью, поддержкой беременных в трудной жизненной ситуации, проводится просвещение молодежи в вопросах репродуктивного здоровья и целомудрия и работа с семейными парами по обучению МРП. В Центре по этому направлению работают 4 сертифицированных учителя, обучение ведется с 2009 года. За это время методу обучено около 50 пар, и только треть из них — с целью перерыва в чадородии, остальные связаны с преодолением неплодности и диагностикой проблем со здоровьем. Вместе с тем, женщины, прошедшие обучение, по достижении беременности часто больше не пользуются методом, а те, кто откладывают зачатие, порою совмещают самонаблюдение с использованием контрацептивов в плодные периоды.

Такое отсутствие мотивации в нашей среде связано с несколькими факторами:

— Уверенность в том, что по-настоящему христианский идеал – отказ от полного контроля в чадородии (а для планирования семьи предлагается соблюдение 240 постных дней в году). При этом 50% семей, практикующих метод, являются многодетными, в семьях священников среднее число детей — 5);

— Отсутствие официального экспертного заключения и документа Синода и Собора Православной Церкви по поводу методов распознавания плодности («временное воздержание» из Основ социальной концепции это не одно и то же, что «метод распознавания плодности»);

— Кажущаяся допустимость неабортивных средств: основными способами планирования семьи среди верующих остаются– ппа, презерватив, спермициды;

— Особенности славянского менталитета: ригористичность в суждении и моральная неустойчивость в деле, пассивность перед обстоятельствами.

— Последствия советской абортивной практики не одного поколения жен, мужей и врачей, когда убийство ребенка легко допустимо «если уж так складываются обстоятельства».

В среде духовенства и верующих сохраняется особое благоговейное отношение к чадородию и связанному с ним супружескому общению, уважение к многодетности как к знаку благоволения Божия к семье и паре, гордость мужчины, имеющего много детей, удовлетворенность женщины в заботах о детях. В Православной Церкви есть два церковных праздника в честь зачатий: праздник зачатия Божьей Матери и праздник зачатия Иоанна Предтечи, и даже построены Зачатьевские монастыри. В свете такого отношения к чадородию, имеющему свои корни в ветхозаветном стремлении к многочадию, любая мысль о планировании промежутков между детьми воспринимается как ограничение Божьего действия в семье.

Такие верующие избегают применять МРП, так как боятся гнева Божьего, и отступления благодати от семьи. Не раз слышала от верующих домыслы: «Этой паре Бог не дает детей, потому что они наблюдали цикл с целью зачатия, не надеялись на Бога», или «презерватив предпочтительнее, так как если есть воля Божия на зачатие этого ребенка, в этом цикле, он даст возможность беременности состояться в отличие от МРП».

В рамках такого восприятия использование МРП становится шагом вниз по лестнице на небо. Если же пара приходит к МРП от контрацепции – это часто воспринимается духовенством как аргумент в пользу метода.

Возможно, идея постоянного контроля своего цикла не соотносится со славянскими принципами жизни «авось» и «небось». В рамках этого менталитета любые циклические изменения не предугадываются, они всегда неожиданные: «внезапно» наступает смена времен года – зима, весна, всегда никак непредсказуема беременность.

Конечно, это еще и связанно с долголетней советской практикой скрывания от мужской части населения таких понятий, как женский цикл, беременность. Контроль над зачатием и рождением был только женской прерогативой, в незапланированной беременности была виновата лишь она, и она же должна была «решить проблему».

И, как ни странно, ничего общего ни с Православием, ни с народной культурой такая практика не имеет. Это чистой воды феминизм и долгая практика легализованных абортов, на которых выросло 3 советских поколения.

С другой стороны мы видим неподдельный интерес к МРП, и понимание со стороны верующей молодежи: интересующейся, образованной, свободной от советского прошлого. Особенно приятно это наблюдать со стороны православных мужей: они любят свою жену, берегут ее здоровье, одновременно с этим хотят много детей 4-5, и хотят сохранить радость и удовольствие от супружеской жизни в разных планах, не только сексуальном.

IMG_2282

Следует учесть, что плодотворное развитие методов распознавания плодности на православной почве возможно с учетом некоторых особенностей славянского менталитета. Это особое целомудрие в вопросах пола, и связанное с ним отсутствие традиции обсуждения этой темы в семейном кругу, с церковной кафедры, между супругами посредством конкретных терминов, а не метафор.

Нам видится, что преподавателям МРП в православной среде стоит избегать излишней физиологичности, не имеет смысла среди небрачной молодежи и в смешанных группах рассматривать картинки детородных органов, рассказывать о методах контрацепции и их влиянии на здоровье. А вот в работе с супружескими парами и готовящимися к свадьбе этим моментам стоит уделить особое внимание, так как замалчивание часто приводит к решению пары прибегнуть к ЭКО в случае пониженной плодности, или женщины без ведома мужа начинают использовать контрацепцию.

На своих занятиях большое внимание мы уделяем теме иерархии в семье, так как для исцеления плодности в паре необходимо возвращать все в семье на свои места, возвращать мужчинам их мужественность, а женщинам – женственность.

Мы напоминаем слушателям об учении Церкви об иерархии: «Мужу глава Христос, жене глава – муж» Это очень революционно звучит в нашем постсоветском феминистическом обществе.

Настало время и у нас на всех приходах учить венчанные супружеские пары методу, а для этого надо, чтобы в дополнениях к новой редакции Социальной Концепции было написано: «МРП является оптимальным методом осознанного планирования семьи, направленным на деторождение, для православных супругов».

Заявление Церковно-общественного совета по биоэтике  «О целесообразности использования в гинекологии методов естественного планирования семьи»

Write A Comment