Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» уже не один год помогает беременным женщинам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Многие из них уверены, что единственный выход — это аборт. В «Матуле» их пытаются убедить в обратном. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Эта общественная организация появилась около 10 лет назад при приходе храма Святителя Николая Японского в Каменной Горке. Настоятель Павел Сердюк вместе с женой Вероникой объединили вокруг себя людей, обеспокоенных темой абортов. Их миссия заключалась в том, чтобы помочь беременным сделать выбор в пользу жизни и сохранить ребенка. Консультация юриста, психологическая поддержка, обеспечение детскими вещами, лекарствами и даже временным жильем — это далеко не полный список того, что может предложить сегодня команда «Матули», состоящая из 30 человек, включая волонтеров. Каждого из них отличает любовь к людям и безграничное сострадание.
С председателем центра Вероникой Сердюк, юридическим консультантом Екатериной Гуреевой и руководителем службы психологической помощи Ларисой Мартыновой мы встретились в приюте. Это трехкомнатная квартира на улице Мазурова. Когда-то она стала единственным прибежищем для девушки, которая попала в прескверную историю: ее изнасиловали несколько студентов, она забеременела, решила оставить ребенка. Однако из роддома молодой маме некуда было идти. Из общежития бедняжку выгнали, а к матери-алкоголичке в родной город возвращаться не хотелось. О ее беде узнал отец Павел и обратился за помощью к прихожанам. Одна из них откликнулась на его призыв и пожертвовала свое жилье: предоставила центру в безвозмездное пользование. Со временем здесь нашли убежище десятки других женщин, оказавшихся в кризисной ситуации. Среди них — беженки из Украины, несовершеннолетние, сироты.
Я справлюсь
Сейчас в одной из комнат живут Светлана и ее сын Аким. Пять лет назад, когда им некуда было идти, маму с малышом приютили в «Матуле».
На добро она ответила добром, став здесь волонтером. Занимается сортировкой детских вещей, которые центру отдают неравнодушные люди. Потом их отправляют нуждающимся по всей Беларуси.
Соседнюю комнату вместе с новорожденным сыном занимала студентка из Туркменистана. Бахар* приехала в белорусскую столицу на учебу. Познакомилась с Муратом*, тоже туркменом, начали встречаться. О своей беременности узнала только на шестом месяце.
— Думала, просто толстею. Когда сбился цикл, сдала анализы. В клинике сказали, что это гормональный сбой, — говорит молодая мама.
Бахар рассказала обо всем своему молодому человеку, на тот момент уже бывшему. Мурат не поверил, что ребенок от него, и попросил больше его не беспокоить: скоро он женится на другой.
Мать и отец студентки узнали о внуке уже после родов.
— Папа разозлился, кричал, чтобы не возвращалась домой, что опозорила семью (рождение ребенка вне брака в Туркменистане не одобряется обществом из-за строгих традиций. — Прим. авт.). И я сгоряча написала отказ.
Когда бушующий внутри океан эмоций поутих, все-таки передумала и оставила малыша. Успокоились и родители.
— Получу диплом — поеду обратно. Буду работать учительницей английского в школе. Сына выращу сама, без помощи Мурата. Не хочу его ни о чем просить.
В «Матулю» Бахар посоветовали обратиться в роддоме.
Всего один звонок
Получить поддержку от команды центра не так сложно: достаточно позвонить на горячую линию, вся информация о ней доступна в Интернете. Кроме того, буклеты с номерами телефонов лежат в женских консультациях Минска: перед абортом обязательна беседа с психологом.
— Всего 10 % из тех, кто проходит предабортное консультирование, сохраняют ребенка, — замечает В. Сердюк. — К нам же обращаются женщины, которые все еще сомневаются в своем выборе. Часто их беременность не принимает ближайшее окружение, влияющее на принятие решения: родители, молодой человек или супруг. Они настаивают на аборте, отказываются помогать. Будущая мама чувствует себя одинокой, боится, что сама не справится. У многих таких женщин проблемы именно в отношениях с мужчинами: пара либо на грани развода, либо они не женаты. Бывает, что он пьет, употребляет наркотики или вовсе избивает вторую половину.
Как-то в центр пришла Евгения*, пол-лица было синим — муж изрядно поработал кулаками. Он армянин, в Беларусь переехал вслед за своей возлюбленной. Бурный роман, за которым последовали свадьба и венчание, закончился совсем не так, как в восточной сказке, а игровой зависимостью супруга и домашним насилием.
— Евгения всего боялась. Муж безбожно ее терроризировал и даже подсовывал под дверь приюта записки с угрозами. Писал, что ее найдут в болоте в какой-нибудь белорусской глубинке, если жена не вернется домой. В итоге женщина подала на развод и алименты, выселила его из своей квартиры. Мужчине ничего не оставалось, как уехать обратно на родину, — рассказывает Е. Гуреева.
Она сыграла в этой истории ключевую роль, оказав пострадавшей юридическую поддержку.
На грани
К сожалению, многие женщины не знают, на что могут рассчитывать после родов.
— Оказавшись в непростой ситуации, будущие мамы зачастую теряются. Рассказываю им, куда можно обратиться за помощью, какие выплаты полагаются в связи с рождением малыша, в каких случаях возможны дополнительные виды поддержки, например обеспечение продуктами питания ребенка первых двух лет жизни. Говорю и о том, что может сделать наш центр: предоставить временное жилье, детскую одежду, коляску, кроватку. Узнав эту информацию, женщины чувствуют себя увереннее, — поясняет Е. Гуреева.
Незнание законов, к сожалению, не единственная проблема. В практике Л. Мартыновой были случаи, когда на горячую линию звонили барышни, которые на 5-7-м месяце беременности (по медицинским показаниям аборт рекомендовано делать на сроке до 12 недель. — Прим. авт.) вдруг поняли, что не готовы к рождению малыша.
— Некоторые женщины едут в Россию и там прерывают беременность на внушительном сроке, — рассказывает собеседница. — Прибегают к помощи каких-то сомнительных специалистов, берущих за свои услуги 1 000 долларов и больше. Вызывают преждевременные роды.
Иногда волонтерам приходится отговаривать девушек от совершения роковой ошибки при самых разных обстоятельствах.
— Позвонила женщина: «Стою перед операционной, уже в халате, а тут ваш телефон на плакате. Я собираюсь прервать беременность, но у меня такое ощущение, что я делаю что-то не то». Начала ее расспрашивать и выяснила: причин для аборта нет, у нее двое детей, муж, который не против третьего ребенка. Но у нее страх, что она не справится. Да и заплатила уже, документы сдала, переоделась — неудобно как-то. Тогда я сказала ей: «А если вы узнаете, что все, кто участвует в операции, обрадуются, если вы уйдете?» Она мне не поверила, но решилась спросить. Вечером от нее пришло сообщение: «МЫ все дома. Большое спасибо», — вспоминает руководитель службы психологической помощи.
Те, кого удалось убедить оставить ребенка, после родов редко обращаются в центр. Хотят поскорее забыть о своей минутной слабости…
* Имена изменены.
Справочно
Информация о Центре поддержки семьи и материнства «Матуля» — на сайте matylia.by.
Телефоны помощи при кризисной незапланированной беременности:
+375 (29) 2-701-701 MTC
+375 (44) 5-701-701 Velcom
Фото Павла Русака