Просемейное образование на данный момент выступает важным элементом социально-демографической политики многих стран мира и относится к пронаталистским методам регулирования численности населения.

Стимулирование рождаемости может включать как финансовые способы (вроде поощрительного материнского капитала в нашей стране), так и социальные. Одним из важнейших направлений в этой области является система образования, которая может нести социальную функцию стимулирования рождаемости. На данный момент практики просемейного образования активно развиваются как в странах Запада, так и на Востоке.

В данной статье будет рассмотрен опыт стран, имеющих отношение к европейской христианской цивилизации, поскольку он более понятен нашим соотечественникам и в определённой степени затрагивает и нашу страну.

Объектом просемейного образования является семья и семейные отношения. В России иногда можно встретить термин «семьеведение». Так, школьникам рассказывают о семье, о разных типах семей и семейных отношений.

Цель просемейного образования состоит в предотвращении семейного кризиса, работе с угрозами и рисками, которые возникают в современной семье. Современный мир ставит перед семьёй целый ряд вызовов, которые пытается решить просемейное образование.

Первый вызов, на который отвечает просемейное образование, — это коррекция последствий сексуальной революции с её пагубным влиянием на общество. Спустя 50 лет можно легко оценить результаты сексуальной революции: рост подростковых беременностей, снижение возраста вступления в половую жизнь, экспоненциальный рост заболеваний, передающихся половым путём (ЗППП), среди молодёжи, увеличение случаев асоциального поведения.

По мнению ведущего зарубежного эксперта, психиатра и доктора медицины Мириам Гроссман, «cекспросветители» замалчивают данные современных биологических и медицинских наук, которые давно уже доказали огромную опасность для физического и психического здоровья подростков «сексуальной свободы».

Стоит отметить, что одним из самых серьёзных последствий сексуальной революции является снижение рождаемости. Просемейное образование, напротив, направлено на повышение репродуктивности населения, что особенно актуально для стран, столкнувшихся с проблемой низкой

рождаемости.

Синдром Хикимори

Второй вызов — это увеличение случаев асоциального поведения среди молодёжи, которое в последнее время всё чаще транслируется и на взрослую аудиторию. По этой причине, кстати, многие программы просемейного образования распространяются и на зрелых людей, испытывающих серьёзные психологические проблемы в сфере межличностных отношений.

На данный момент можно уверенно говорить, что мы живём в век стремительной десоциализации человека. Становление атомистического индивидуализированного общества потребления приводит не только к разрушению семьи и других традиционных социальных институтов, но и к полной социальной дезадаптации человека. Одним из самых тревожных симптомов этого процесса стал так называемый синдром хикикомори (в переводе с японского— тот, кто ушёл в затвор).

Этот термин ввёл японский психолог Тамаки Саито для обозначения человека, который добровольно отказывается выходить из дома или даже из своей комнаты. Хикикомори не работают и чаще всего полностью зависят от родителей либо живут на пособие, если оно способно обеспечить минимальный

прожиточный минимум, они стараются избегать каких-либо контактов с другими людьми. Стоит сказать, что в бедных странах с такой проблемой не сталкиваются, однако причину сложно определить: возможно, что в бедных государствах нет развитой системы обеспечения, которая могла бы позволить существовать хикикомори, однако причина может крыться ещё и в том, что в бедных странах нет такого высокого уровня модернизации и информатизации, которые могли бы серьёзно деформировать социальную реальность людей.

По данным правительства Японии от 2010г., в этом состоянии находилось около 700 000 человек, средний возраст составил 31год (средний возраст хикикомори с каждым годом растёт, это говорит о том, что синдром распространяется в том числе и на зрелых людей).

С появлением Интернета количество хикикомори значительно выросло, при этом обнаружилось, что большинство из них избегает не столько социальных контактов, сколько контактов с обществом и реальностью вообще, поскольку хикикомори обнаруживают высокую социальную активность в Интернете. В связи с данным явлением сформирована так называемая Проблема 2030: в 2030

г. из жизни начнёт уходить поколение родителей хикикомори, и никто не знает, как они себя поведут в этой ситуации. Многие психологи фиксируют, что у людей, находящихся в таком состоянии длительное время, формируются психические отклонения вплоть до депрессий, суицидов и агрессивного поведения. Проблема разрушения социальных связей и утраты коммуникативных навыков может привести к чрезвычайно опасным для общества последствиям.

Ситуация осложняется ещё и тем, что в данный момент хикикомори приняли форму субкультуры, модного среди молодёжи движения, что ускоряет его распространение в нашем обществе. Для представителей этой субкультуры, которая чаще всего представлена виртуальными сообществами, есть неформальное название — «хикки». Наличие такой субкультуры сильно осложняет изучение масштабов проблемы, сложно определить, какое число людей действительно находится в состоянии

крайней социальной дезадаптации, а кто просто придерживается современной моды на «интернет

одиночество». Однако в любом случае это явление деструктивно воздействует как на общество, так и на состояние важнейших социальных институтов, таких как брак и семья. Профилактикой подобных отклонений в социальном поведении занимается просемейное образование.

Третий вызов — это изменения в репродуктивном поведении. Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и потом остаются достаточно стабильными. Этим можно объяснить и сложность перехода от малодетности к многодетности, поскольку большинство детей следуют тем репродуктивным ориентирам, которые они получили в детстве, и им намного сложнее создать многодетную семью. Репродуктивные установки на многодетность тоже довольно устойчивые, но на них воздействует целый ряд неблагоприятных факторов. Примером таковых может служить

фактор урбанизации, который объективно сокращает жилое пространство и ухудшает условия среды проживания: неудовлетворительная экологическая ситуация, большие расстояния, стресс. То есть переход от многодетности к малодетности осуществлялся под воздействием неблагоприятных причин. Ориентация на малодетность также обладает определённой инерцией, преодолеть которую чрезвычайно трудно, поскольку, помимо репродуктивных установок, остались и те неблагоприятные факторы, которые к ней привели, а ряд из них (урбанизация, высокая плотность населения в городах, ухудшающаяся экология) только усилил своё негативное влияние на рождаемость.

Четвёртый вызов — падение семейных компетенций. Сначала компетенции передавались в рамках межпоколенческих связей в сложной многодетной семье. В такой семье старшие дети ухаживали за младшими, набирая опыт и необходимые компетенции семейного быта. Советское общество ещё некоторое время поддерживало общиннокоммунальный тип жилья, когда источником семейных компетенций могли служить соседи, предлагающие свою временную помощь в уходе за ребёнком или в других делах. Однако после 1990х гг. роль этого социального института резко понизилась. Таким образом, современные семьи фактически остались без источника практических компетенций семейной жизни. Этим объясняется появление всевозможных курсов и тренингов «молодых мам», «пап»,

а также подобной специальной литературы. Разрушение семьи также во многом вызвано ограничением её автономности со стороны государства. Перекладывание семейных функций на ряд социальных институтов привело к постепенному ослаблению внутрисемейных связей, что негативно отразилось на сохранении семейных компетенций. Проблема заключается в том, что современная политика социального обеспечения подразумевает сбережение поколений, а не их естественное воспроизводство.

Это можно отметить по названию и функции организаций — детский сад, школа, дом престарелых. Каждая и них рассчитана на консервацию той или иной возрастной группы в поле своей компетенции, и при этом вопросы воспроизводства поколений, сохранения целостности семьи, профилактики семейных рисков либо не рассматриваются, либо прорабатываются очень условно.

Вследствие атомизации социальных отношений возник недостаток в семейных компетенциях, который и должно в значительной степени восполнить просемейное образование. Можно сказать, что под воздействием описанных вызовов просемейное образование развивается разными путями, формируя отдельные направления, отвечающие за ту или иную проблему.

Самые компетентные в просемейном образовании — США

Наиболее глубоким системным опытом внедрения просемейного образования отличаются США, где традиционные ценности остаются важнейшей политической темой в борьбе между Демократической и Республиканской партиями. Несмотря на внешний либеральный курс этой страны в сфере семейной политики, часть общества США чрезвычайно консервативна. За многие годы борьбы с официальной государственной идеологией местные организации (чаще всего религиозные) выработали собственные альтернативные системы просемейного образования. Следует отметить, что они отличаются остаточно высокой эффективностью, поскольку создавались в условиях жесточайшей борьбы с либеральной политикой официальных властей. Традиционно подобные общественные инициативы в США поддерживаются Республиканской партией. Данный опыт может быть чрезвычайно полезен для нашей страны. В 1996 г. в США был принят федеральный закон о реформе социального обеспечения (Welfare Reform Act), который подразумевал внедрение образовательных программ, представляющих альтернативу распространённому тогда сексуальному просвещению. Программа получила название «Воздержание до брака», в её основе лежит принцип управления репродуктивным поведением подростков путём популяризации традиционных ценностей и семейного образа жизни. За всё время действия данного закона (с 1997 по 2002 г.) на программу «Воздержание до брака» было израсходовано около полумиллиарда долларов.

Финансирование осуществлялось централизованно на условиях 40/60: 60 % средств предоставлялось федеральным правительством, а остальные 40 % выделялись из бюджета штата. После подведения итогов правительство США решило продлить программу, значительно расширив её финансирование. С 1999 по 2004 г. на программу было потрачено около 900 млн дол.

Просемейный подход в образовании исходит из объективности негативного опыта ранней половой жизни в плане деформации отношения к семье и браку, которое подросток затем транслирует во взрослую жизнь. Раннее начало половой жизни без надлежащего уровня зрелости приводит к инфантилизации сексуальных отношений, когда преобладают случайные половые контакты, межличностные отношения очень нестабильны, в них преобладают потребительские принципы. Естественно, создать семью с таким «багажом» будет очень непросто. Одновременно ранняя

половая жизнь способствует избыточной концентрации внимания подростка на сексе, что сужает круг его интересов и препятствует личностному развитию. Однако помимо психологических последствий, негативно влияющих на репродуктивное поведение, есть и чисто медицинские, такие как: подростковые беременности, которые чаще всего заканчиваются абортом (это опять же снижает вероятность благополучной беременности в будущем либо ведёт к бесплодию); распространение ЗППП, серьёзно подрывающих репродуктивный потенциал населения; рост асоциального

поведения среди молодёжи. Самым важным в этой программе представляется то, что период воз

держания, требуемый от подростка, не ограничен возрастными рамками, воздерживаться необходимо именно до брака. Это условие, во-первых, повышает заинтересованность молодых людей в создании семьи в раннем возрасте, когда их репродуктивный потенциал находится на пике, во-вторых, является хорошей профилактикой супружеских измен, что укрепляет институт семьи, делает его более устойчивым, в-третьих, формирует у индивидов самоконтроль и ответственное поведение.

Основные принципы программы «Воздержание до брака» таковы:

1.Обучение подростков преимуществам, которые даёт им воздержа

ние на социальном, психологическом и физическом уровнях.

2.Постулирование воздержания от внебрачной половой жизни как

нормы.

3.Принцип наиболее высокой надёжности (100 % ной, в отличие от использования контрацептивов) метода воздержания в плане предотвращения нежелательной беременности, ЗППП и последствий, которые они могут вызвать.

4.Позиционирование моногамных разнополых супружеских отношений как естественной нормы половой жизни каждого человека.

5.Информирование о том, какие пагубные последствия для психики и здоровья могут иметь внебрачные половые отношения.

6.Разъяснение того, к каким негативным последствиям может привести рождение ребёнка вне брака.

7.Обучение тому, как бороться с сексуальными домогательствами, и формирование самосохранительного поведения через разъяснение факторов риска: жертвами сексуального насилия чаще всего становятся под воздействием наркотиков и алкоголя.

8.Сообщение о важности достижения полной личностной зрелости и самостоятельности до начала половой жизни. Если образовательная программа, претендующая на грант по просемейному образованию, отвечает этим параметрам, она получает финансирование и допускается в школьные учреждения.

Исследования показывают высокую результативность программ полового воздержания. Так, в средней школе San Marcos (Калифорния) благодаря таким программам за три года удалось сократить количество подростковых беременностей — со 147 (на 600 девочек) до 15, то есть в 9,8 раза. На 3500 учениц школ, участвующих в программе, средний уровень беременностей составлял 5 %, в отличие от 10 % по стране. Также в таких школах удалось сократить случаи раннего вступления в половую жизнь на 80 %.

Традиционно в США перед введением очередной законодательной инициативы проводится ряд социальных опросов среди населения, чтобы определить качество общественного отклика на проблему и пути её решения. Результаты опросов довольно часто используются для коррекции принимаемых программ. Программы воздержания оказываются достаточно востребованными и со стороны подростков. Согласно результатам исследования Roper Starch в 1994 г. 54 % подростков, уже имевших сексуальный опыт, сожалели об этом и считали, что лучше начинать половую жизнь в зрелом возрасте. Опрос в университете Emory от 1990 г. показал, что большинство девушек нуждается в получении знаний о психологической защите от домогательств. На вопрос «Чему вы хотели бы обучиться, чтобы избежать ранней (подростковой) беременности?» —  84 % ответило: «Тому, как научиться говорить «нет», не оскорбив при этом чувства другого человека».

Помимо государственной программы воздержания до брака, в США есть большое количество специальных курсов, возникших в рамках общественных инициатив, которые также предусматривают обучение подростков и молодых людей воздержанию. Концептуально это движение объединяется названием «Обещание сохранения девственности до брака» (Virgin pledges), помимо этого, также применяются названия «Вторая девственность» (Secondary virgin) и «Обновлённая девственность» (Renewed virgin). Идейно концепция «второй девственности» зародилась в христианских деноминациях США в начале 1990х гг. как реакция на плоды сексуальной революции.

Эти программы имеют ряд отличий по отношению к государственной программе «Обучение воздержанию до брака».

1. Материалы разрабатываются в рамках определённых религиозных общин и чаще всего сопутствуют программам религиозного образования.

2. Они чаще всего не имеют государственной аккредитации (хотя бывают исключения).

В 1993 г. Южный баптистский конвент запустил программу «В ожидании настоящей любви» (True Love Waits), направленную на сохранение молодёжью девственности до брака. На данный момент эта программа охватывает более 2,5 млн человек внутри страны

В 1995 г. в рамках Евангелистской церкви была создана программа «Серебряное кольцо» (Silver Ring Thing), которая включала в себя меры популяризации сохранения девственности до брака среди молодёжи. Популяризация осуществлялась также через каналы молодёжной культуры: хип-хоп концерты, рок-концерты, листовки с молодёжными скетчами и брошюры.

С 2004 по 2005 г. эта программа даже финансировалась федеральным правительством США. Кроме того, с 2004 г. «Серебряное кольцо» стало осуществлять свою деятельность на территории Великобритании. На данный момент программы «второй девственности» продолжают активно развиваться в США.

Стоит также сказать о программах «Естественное планирование семьи» (Natural Family Planning NFP), которые предоставляют также программы для взрослых семейных людей. Вообще само словосочетание Natural Family Planning (естественное планирование семьи) даёт понять, что эти курсы выступают альтернативой международным программам планирования семьи, которые реализуются через организации ООН, в частности в Фонде ООН в области народонаселения (ЮНФПА), в целях снижения рождаемости. Ключевым в данном случае является слово Natural (естественный), поскольку поддерживаемые ООН международные программы планирования семьи подразумевают использование губительных в плане влияния на здоровье человека методов абортов, гормональной контрацепции или стерилизации. NFP, в отличие от этих методов, предоставляет альтернативные программы, которые не оказывают негативного влияния на репродуктивное здоровье людей. Суть NFP заключается в правильном подходе к процессу планирования сексуальной жизни. Так, чётко разграничиваются дни, в которые супругам, если они хотят отложить зачатие или отказаться от деторождения, необходимо воздерживаться от вступления в близость. Многие ассоциируют методику NFP с календарным методом, но это мнение ошибочно, методика включает в себя целый цикл сложных измерений гормонального состояния организма супругов, на основании которых формируются индивидуальные рекомендации для каждой супружеской пары. И здесь стоит сказать, что NFP заключается не только в согласовании гормональных циклов обоих супругов, но и в гармонизации внутрисемейных отношений. От календарного метода подход NFP отличается не только количеством анализируемых биологических индикаторов, но и конечной эффективностью (98 %) 10. Правильное планирование позволяет не только отложить беременность, но и повышает шансы на успешное зачатие для пар с пониженной плодностью без использования каких-либо медикаментов. Одновременно обучение кратковременному воздержанию в браке является профилактикой измен, что повышает устойчивость семьи и снижает вероятность развода. Что касается географического присутствия NFP, то оно исчисляется несколькими сотнями представительств по всему миру.

Стоит также упомянуть об образовательных курсах Teenstar, которые исторически проистекают из концепции NFP. В 1980 г. учитель из Канзаса Филлис Уайт (Phyllis White), занимавшаяся тренингами в рамках программ NFP, заметила, что среди молодых женщин есть повышенный интерес к теме естественного планирования семьи. Тогда она начала работать на тренингах NFP с несовершеннолетними девушками, получив предварительно согласие от их родителей. Постепенно из этой инициативы развилась отдельная программа для подростков Teenstar. 

Цель Teenstar также заключается в обучении подростков воздержанию, однако, помимо этого, программа ставит перед собой цель не только профилактики ранних половых связей, но и полного прекращения ранней половой жизни среди подростков, даже если они уже имели сексуальный опыт. Эта программа носит широкий международный характер, представительства Teenstar имеются в 33 странах мира, от США и Европы до Африки и Азии, правда не все они реализуют программу курсов в полном объёме, в некоторых государствах представительства пока существуют в форме пилотных проектов (Аргентина, Эфиопия, Гватемала и т. д.). Также эти курсы существуют на общественных началах и не имеют мощной правительственной поддержки. По своей структуре Teenstar реализует более сложный спектр образовательных услуг, который включает в себя разные возрастные группы:

1) от 13 до 14 лет (два семестра для учеников средних классов);

2) от 14 до 15 лет (два семестра для учеников старших классов);

3) программа для вузов «Здоровая сексуальность» (один семестр);

4) программы для родителей с детьми-подростками.

Важной частью в данном случае является работа с родителями, которая положительно влияет на результаты обучения. Семья — это сложный социальный институт, обладающий свойством целостности, соответственно, образовательное влияние на члена семьи (подростка) будет намного эффективнее, если в нём участвует вся семья. Это повышает уровень доверия между родителями и детьми и помогает преодолеть подростковый кризис, часто возникающий во внутрисемейных отношениях между поколениями. По типу работы с учениками программа также разделяется на несколько уровней:

 1) занятия в классах;

2) индивидуальные занятия;

3) мониторинг результатов, основанный на анонимных социологических опросах. При этом в программе в зависимости от желания заказчика может присутствовать углубленный религиозный компонент, а лекции по мужской и женской физиологии даются в формате раздельного обучения (мальчики отделяются от девочек). Таким образом, система Teenstar представляет собой достаточно гибкий конструктор, который подстраивается под потребности заказчика, это обусловлено международным характером программы, которая должна учитывать специфику национального менталитета и традиций разных стран.

Teenstar показывает хорошие результаты: в 2014 г. (по данным портала teenstar.org) от 97 до 99 % выпускников курсов сохранили свою девственность. От 40 до 50 % девочек и от 30 до 50 % мальчиков приняли решение прервать раннюю половую жизнь, отложив её до достижения зрелости или вступления в брак .

В зарубежной практике просемейного образования примечателен опыт Кристин Вольмер основателя и президента латиноамериканского объединения «За семью».

С 1984 г. г-жа Вольмер (мать 9 детей) занимается  семейной педагогикой. В 2001 г. она в соавторстве с педагогом Л. Кёрк издала учебники по семейному образованию «Познавая мир» (Alive to the World), а в 2005 г., после апробации результатов первой части программы, вышла вторая серия учебников для подростков. На данный момент эти учебники используются в 14 странах Латинской Америки и трёх европейских странах, также идёт апробация программы в Великобритании. Учебник решает задачи профилактики асоциального поведения среди подростков, снижения ранних беременностей и распространения ЗППП. Программа рассчитана на 5 лет обучения (дети с 8 до 13 лет).

В начале обучения особое внимание уделяется вопросам социальных отношений: дружбы, добрососедства, взаимопомощи. Учебник не обходит стороной вопрос сексуального образования, однако раскрывает его в преимущественно социальном ключе: базовые представления о сексуальности ученики должны получить от родителей. В учебниках содержится ряд вопросов, в проработке которых должны участвовать и родители. По замыслу автора, в процессе работы над этими вопросами родители должны самостоятельно донести до ребёнка базовые представления о сексуальной жизни. При этом сам учебник избегает натуралистичных изображений или описаний, которыми любят пользоваться идеологи либерального сексуального просвещения. По замыслу Вольмер, сексуальная сфера не может иметь публичного статуса обсуждения, все вопросы сексуальности носят глубоко интимный характер, и потому могут быть затронуты исключительно в кругу своей семьи.

Одним из основных преимуществ подхода Вольмер является именно его социальный уклон, поскольку он не только обращается к проблеме семьи и половых отношений, но и противостоит процессу стремительной деформации социальных отношений современных детей. В условиях глубокой погружённости в виртуальное пространство современные дети зачастую имеют довольно смутное представление о дружбе и взаимопомощи, неписаные законы общественных отношений, многими поколениями принимавшиеся как очевидные, сейчас требуют дополнительного разъяснения, как теоретического, так и практического

Отдельного внимания заслуживает ABC-подход: A abstinence (воздержание), B fidelity (верность), С condom (контрацептивы). АВС базируется на трёх основных принципах.

1. Развитие навыков воздержания до брака для подростков и молодых людей и профилактика ранней половой жизни.

2. Соблюдение супружеской или партнёрской верности и ограничение случайных половых контактов.

3. Популяризация использования контрацептивов.

Однако в данном случае имеется в виду не только распространение брошюр и бесплатная раздача контрацептивов, но целый комплекс мер, требующих от обучающихся правильного понимания роли контрацептива в половой жизни: он не может дать стопроцентной защиты. Третий принцип ориентирован в большей степени на маргинальные слои населения. Программа имеет ступенчатую структуру, в которой воздержание стоит на первом месте и выступает основой идеи половой безопасности. На людей, находящихся в браке или в отношениях сожительства, ориентирован второй принцип верность, который допускает половые отношения с супругом и исключает случайные связи. Контрацептивам в этой системе отведена роль последней защиты, их рекомендуется использовать лишь в крайних случаях, когда первые два условия выполнить уже невозможно.

При этом обучаемым дают понять, что из трёх ступеней контрацептив является наиболее рискованным. Программа ABC внедрялась с 1990 г. в Уганде, Кении и Зимбабве, позже к программе присоединилась Танзания. Она рассматривалась как способ борьбы с распространением ВИЧ-инфекции в Африке, поэтому особый акцент делается на борьбе с распространением ЗППП.

Отличие данной программы от программ ООН и ЮНФПА 13 заключается в том, что основной акцент сделан именно на воздержании и отношениях в браке, в то время как контрацепции отводится второстепенная роль. За время своего действия программа показала высокую эффективность. Если в других странах Африки, где были реализованы программы ООН и других международных организаций, уровень заболеваемости ВИЧ постоянно растёт, то в той же Уганде в период с 1989 по 2003 г. удалось снизить количество инфицированных с 21 до 6 %. В этой же стране с 1989 по 1995 г. удалось снизить число людей, вовлечённых в случайные половые контакты, с 20 до 11 %.

Один из апологетов программы Эдвард Грин, являвшийся с 2003 по 2007 г. членом президентского совета по проблеме распространения ВИЧ Гарвардского университета, издал ряд публикаций, освещающих феномен успеха ABC-подхода. Тщательно изучив статистические выкладки и результаты социологических исследований, он пришёл к выводу, что основную роль в снижении заболеваемости ВИЧ сыграл именно компонент верности (В), то есть ставка на крепость брака и семейных уз оказала решающие воздействие на сокращение распространения ЗППП в африканских странах. Этот вывод чрезвычайно ценен для нас, поскольку он показывает, что укрепление института семьи является ключевым приоритетом для решения целого ряда важных социальных задач. Также становится понятно, что разрушение семьи, увеличение однодетных и нуклеарных типов семей это не просто реакция института брака на повсеместную модернизацию жизни, а драматический распад базового института общества, за которым следует целый ряд тяжелейших социальных потрясений, многие из которых нам ещё только предстоит испытать.

Опыт реализации просемейного образования за рубежом показывает его высокую эффективность. Однако при формировании таких программ необходимо учитывать ряд вопросов. Реализация программ семейного образования чаще всего сталкивается с важной проблемой — с проблемой ценностного определения. Это связано с тем, что конкурентом семейному образованию выступает сексуальное образование (или, как его сейчас принято называть, половое воспитание), поскольку декларативно оно ставит перед собой те же задачи: снижение уровня подростковых беременностей, профилактика асоциального поведения, противодействие распространению ЗППП. Однако в реальности так называемое сексуальное образование лишь усугубляет проблему, что не раз доказывалось многими специалистами, да и статистикой тех стран, где сексуальное образование пользуется наибольшей государственной поддержкой. Ключевым в данном случае является вопрос отношения к рождаемости. Сексуальное образование реализуется в рамках программ планирования семьи, рассчитанных на сокращение рождаемости. В то время как просемейное образование стремится к увеличению рождаемости, показывая привлекательность и естественность многодетной семьи, которая как институт более успешно противостоит агрессивным процессам деформации социа льных отношений.

Российский опыт не так разнообразен. В нашей стране просемейное образование только формируется, по этой причине в качестве примера пока можно привести только два учебника. В 2009 г. в Екатеринбурге были разработаны учебники «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10 и 11 классов. Авторами выступили кандидат психологических наук Нина Крыгина и кандидат биологических наук Дмитрий Моисеев. Работа над учебниками велась при непосредственном участии В. И. Слободчикова доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования (РАО). Учебники представляют собой полноценный учебнометодический комплекс (УМК). Серьёзный объём УМК занимает именно вспомогательная литература, на разработку и экспертизу которой потребовалось несколько лет, это связано с чрезвычайно жёсткими требованиями и бюрократизированностью федерального законодательства в сфере образования. В разработке и экспертизе УМК участвовало межрегиональное объединение учёных, состоящее из 30 человек (9 докторов и 19 кандидатов наук). Сам процесс разработки и экспертизы курировался ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, на базе которого осуществлялась апробация курса в общеобразовательных школах. За шесть лет разработки учебников накопился опыт их апробации в общеобразовательных школах, представивших свои отзывы и рекомендации, также применялся социальный опрос родителей, учащихся и педагогов методом анкетирования. Отзывы об учебниках положительные, однако метод социологического опроса каждая школа разрабатывала самостоятельно, по этой причине имеющиеся данные сложно свести в единый отчёт. В каких-то школах ученики опрашивались отдельной группой, в других в группу опроса включались также родители и педагоги, использовались разные вопросы.

В учебнике рассматривается феномен семьи и семейных отношений во всей широте возможных аспектов от социальных и физиологических до религиозных и философских. В самой структуре учебника ощущается влияние классической русской педагогики, опирающейся на универсальность и всеохватность преподаваемых знаний. Именно по причине универсальности программы её части используются некоторыми образовательными учреждениями для выстраивания собственных курсов патриотического воспитания. В целом в учебнике можно выделить несколько базовых составляющих, в рамках которых формируются основные темы.

1. Ценностная составляющая, опирающаяся на духовно-нравственные ценности.

2. Социальная составляющая, которая несёт функцию социального ориентирования для школьника по аналогии с учебниками Кристин Вольмер, где вопросы социального взаимодействия являются базовыми и семья рассматривается как форма постепенного усложнения социальных взаимодействий здоровой полноценной личности. В отечественных учебниках этот подход также присутствует, но не является основным, переплетаясь с другими взглядами на семью и семейные отношения.

3. Экзистенциальная составляющая, которая даёт ответы на вопросы: «Кто есть Я?», «В чём смысл жизни?», «Я и другие?» и т. д. Эта часть самая важная, поскольку она закладывает ценностный фундамент, формирует экзистенциальные установки, дефицит которых ощущает нынешнее поколение школьников и всё современное общество. Недостаток экзистенциальных ценностей чреват не только асоциальным поведением, но и развитием «социальных болезней», таких как наркомания, суицид, равнодушие к жизни, отказ от семьи и детей.

4. Просемейная составляющая, отвечающая за развитие конструктивных семейных установок у молодёжи, подразумевающих профилактику ранней половой жизни, подростковых абортов. Немаловажно, что очень большое внимание уделено вопросам брака и внебрачного сожительства, его негативного влияния на семейные отношения. В структуре материала сложно вычленить какую-либо из составляющих они переплетены в единое целое, формируя непротиворечивую картину восприятия мира через призму семейных ценностей.

Отечественный и зарубежный опыт просемейного образования отличаются по нескольким принципиальным категориям.

 Философское осмысление. Зарубежные программы зачастую ориентированы на бихевиоризм, подразумевающий простое формирование поведенческих установок. Бихевиоризм как педагогический метод опирается на идею управления поведением ребёнка при помощи простых схем (стимул реакция подкрепление). По этой причине большинство зарубежных учебников чаще всего напоминают комиксы, где яркая картинка выступает стимулом (привлекающим внимание), подкреплением стимула служат поясняющие познавательные истории, описывающие картинки. Небольшой набор вопросов в конце способ контроля за реакцией обучаемого. Таким образом, всё обучение разбивается на небольшие фрагменты, выстроенные по описанной схеме.

С одной стороны, необходимые поведенческие установки формируются достаточно легко, с другой такие установки не очень устойчивы и нет гарантии того, что позже индивид не откажется от них. Отечественные же учебники опираются на экзистенциальное осмысление, подразумевающее выстраивание целостной картины мира, это более трудоёмкий процесс, сильно растянутый во времени. Но если процесс достигает своей цели, то результат более устойчив. Педагогический подход. Западные учебники представлены как некий набор навыков и компетенций, которые должны усвоить обучающиеся, такой подход ближе всего к понятию «образование». Отечественный учебник представляет форму особого опыта, который предлагается ученику пережить и которой должен сопровождать человека всю его оставшуюся жизнь, такой подход ближе к понятию «воспитание».

Правда, стоит сказать, что учебник Кристин Вольмер является исключением из этого правила, поскольку в нём присутствует вовлечение родителей в педагогический процесс, что задействует воспитательный элемент и повышает качество педагогического процесса. Культурологическое оформление. В зарубежных учебниках культурологический компонент чаще всего представлен короткими рассказами или интервью реальных людей, такая форма подачи материала называется Story (история). Она должна поверхностно знакомить ученика с культурным опытом, не подразумевая выстраивания полноценной культурной картины. По структуре такой подход напоминает мозаику, где каждый отдельно взятый фрагмент формирует поверхностное восприятие о какой-либо культуре.

Отечественный же учебник опирается на погружение в заданную культурную среду с формированием соответствующего восприятия у ученика. Все материалы связаны с русской историей и православием, выступающим стержнем для всей русской культуры. При этом в учебнике присутствуют примеры глубокого осмысления тех или иных культурных феноменов.

Возможность применения в РФ. Западные программы по своей методической структуре намного проще, нежели отечественные, это связано не только с разным уровнем регулирования образовательной сферы, но ещё и с тем, что в РФ любая программа обучения, имеющая допуск на федеральный уровень, снабжается необходимой вспомогательной литературой. Такая простота структуры западных учебников позволяет исключить риск разной педагогической трактовки, чего нельзя сказать об отечественном учебнике, где без дополнительных рекомендаций и методического обеспечения просто не обойтись. Поэтому даже в случае применения зарубежных учебников в РФ, потребуется длительное время для их методической адаптации под требования нашего законодательства и к сложившимся формам педагогической практики.

Опыт практической реализации. Зарубежные программы просемейного образования имеют более глубокий опыт использования, нежели отечественные, формирование которых только началось. Это связано с двумя факторами.

Во-первых, на Западе общественные инициативы реализуются намного проще, чем в России, что обусловлено особенностями государственного регулирования образовательной сферы.

Во-вторых, за рубежом вопрос просемейного воспитания и вообще семейной политики обладает большей политической значимостью, нежели в России.

Автор:Галиев Сергей Сергеевич, кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора социальных и межрегиональных исследований Центра гуманитарных исследований РИСИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гроссман М. Сексуальное «просвещение детей» глубоко антинаучно и опасно! // Информационно-аналитический портал Пролайф Беларусь

2. Маслов В.М. Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников. Доклад эксперта Всемирной организации здравоохранения // Православный медико-просветительский центр «Жизнь».

3. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Безобразия в образовании. Саратов: Изд-во Саратовской епархии.

4. Моисеев Д. Крыгина Н. Нравственные основы семейной жизни класс. Екатеринбург, Петренко В. ВИЧ не касается каждого // Газета.ру декабря.

6. Чувелёв Д. Моральная защита от СПИДа // STRF Наука и технологии РФ

7. Шестаков К.А. Отечественные и зарубежные практики формирования репродуктивных установок молодежи // Демографические исследования декабря.

8. Bolin A., Whelehan P. Human Sexuality: Biological, Psychological, and Cultural Perspectives. Routledge, P Christine de Marcellus Vollmer: We can transform the world, but only through the children the parents of tomorrow // Family News October

9. Vollmer Ch. De M., Kirk L. Alive to the world

10. Hoffman M. Nonprofits in Japan help shut-ins get out into the open // The Japan Times October

11. Natural Family Planning International, Inc. (NFPI)

12. Teen STAR.

14. The 1996 Welfare Reform Law // U.S. Congressman Ed Royce.

www.pro-life.by