Споры об абортах не утихнут никогда. Сколько бы мы ни доказывали, что это зло, что это плохо для психики и здоровья женщин, для отношений между супругами и здоровья общества в целом, найдутся те, кто будет аргументированно говорить об обратном. Пусть говорят. Но кроме аборта медицинского есть самопроизвольный аборт, или выкидыш, есть неразвивающаяся, замершая беременность. И для женщины, которая так радовалась зачатию, так переживала своё новое состояние и готовилась к материнству, нерождённый малыш навсегда останется её родным и любимым ребёнком.

Сейчас психологи и священнослужители всё чаще говорят о необходимости прохождения периода горевания. Польские частные клиники дают родителям возможность похоронить умершего внутриутробного малыша. Говорят, это помогает пережить боль, успокоиться, примириться и … начать жить дальше — без обвинений, разочарований и самобичевания.

Между медициной и правом

Наша читательница, многодетная мама Ольга, которую беспокоит вопрос захоронения нерождённых детей, написала письмо в Министерство здравоохранения. По сути вопроса ей ответили кратко: «Плод до 12 недель не может соответствовать критериям живорождения и не может рассматриваться как человек, таким образом эмбрионы не подлежат захоронению».

Здесь в одном предложении мы сталкиваемся сразу с тремя понятиями: эмбрион, плод, человек…

Зародыш, эмбрион, плод, новорождённый, несмотря на строгие выкладки, — все это маленький человек. Такой же, как младенец, подросток, юноша или девушка, молодые мужчина и женщина, пожилые люди. В медицине возраст зародыша характеризуется периодом от момента зачатия до двух недель, затем, до восьмой недели, ребёнка называют эмбрионом, потом плодом, а с момента рождения — новорождённым.

В приложении 1 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.11.1993 г. № 254: о живорождении и мертворождении говорится как об изгнании продукта зачатия из организма матери. Как это странно, когда уже после третьего месяца женщина привыкла слышать в женской консультации не «плод», а «малыш, ребёнок»…

Термин «Продукт зачатия» не медицинский, а юридический. И тем не менее ряд стран убрал эту формулировку из своих законодательных актов.

В законодательстве штата Висконсин «продукт зачатия» заменили на «человеческое существо». В Мичигане новорожденным считается любое живое человеческое существо в любой момент, когда какая-то анатомическая часть человеческого существа прошла вагинальное отверстие, до момента полного изгнания или извлечения из организма матери…

У моей прабабушки было 9 беременностей. Все, кроме одной, закончились выкидышами. Но прабабушка помнила каждую беременность, многие из которых теряла на поздних сроках. Она говорила, что у неё было 9 детей, но родилась только одна…

У бабушки моего мужа было 9 детей. До 18 лет дожили только четверо. Она тоже помнила всех. И я не знаю, кто из них был несчастнее: та, что 8 раз надеялась и снова теряла, или та, которая рожала, растила, а потом хоронила. Обе теряли детей — любимых и желанных.

А кем же были юридически мои нерождённые родственники?

Что было в те далёкие времена начал XX века ещё предстоит изучить. А пока посмотрим, кем бы они были, исходя из сегодняшних реалий.

До 1993 года на основании приказа Министерства здравоохранения СССР «Об утверждении методических документов по определению понятий, относящихся к перинатальному периоду, и по ведению первичной медицинской документации в учреждениях родовспоможения» от 12.06.1986 г. № 848 (ред. 04.12.1992 г.) преждевременные роды до 22 недели считались ранним выкидышем. В 1993 году Республика Беларусь принимает критерии ВОЗ по учёту новорождённых 1985 года, и 9 ноября 1991 год у нас вступает в силу Приказ-постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения» № 254/75. Теперь к живому человеку приравниваются младенцы, рожденные в срок менее чем через 37 недель беременности (или менее чем через 259 дней) с массой тела до 500 грамм). Ребенок, родившийся живым или мертвым, подлежит регистрации в органах ЗАГС только при наличии минимальной массы тела в полкилограмма. А если масса тела неизвестна, то длина тела должна быть не менее 25 сантиметров. Также критерием для регистрации в органах ЗАГС является срок беременности 22 недели и более.

Такие же критерии были приняты во всех странах СНГ, за исключением… России.

В Приказе-постановлении Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Государственного комитета статистики Российской Федерации «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения» от 04.12.1992 г. № 380/190 отмечается, что учреждения здравоохранения регистрируют в медицинской документации всех родившихся живыми и мертвыми с массой тела 500 грамм и более, независимо от наличия признаков жизни. В органах ЗАГС регистрируются только те младенцы, которые родились в срок от 28 недель беременности, с весом от килограмма и более при длине тела от 35 сантиметров. Маловесные новорожденные (от 500 до 999 грамм) регистрируются органами ЗАГС в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток). А если он прожил всего 2-3 часа?..

Новорожденных с весом 400 граммов в Беларуси ещё не удавалось спасти. На сегодняшний день вес нашего «самого маленького малыша» составляет 492 г. Без сомнения, скоро наши врачи научатся выхаживать крох ещё легковеснее.

Такие примеры есть в США и ряде европейских стран.

Самый маленький малыш

В июне 1989 г. в медицинском центре университета Лойолы (Чикаго, США) в 27 недель появилась на свет Мэделин Мэнн с массой тела в 280 грамм. У девочки выявили незначительное кровоизлияние в мозг и ретинопатию. Несмотря на это девочка живёт её психологическое, интеллектуальное и физиологическое состояние находится в норме.

19 сентября 2004 г. в том же медицинском центре на 26-й неделе родились близнецы Румаиса и Хиба Рахман весом 244 и 563 грамма. Обеим девочкам была сделана операция по лазерной коррекции зрения. Спустя полгода вес Румаисы составлял 2 килограмма 490 грамм при росте 48 сантиметров. Дальнейшее психологическое и физиологическое развитие нормализовалось.

24 октября 2006 г. в Майами, США (штат Флорида) родилась двадцатидвухнедельная Амилия Тейлор с весом 284 грамма при росте 25 сантиметров. Состояние девочки, несмотря на выявленные отклонения в почках и лёгких, спустя полгода характеризовалось как стабильное.

В Великобритании медики выходили дюймовочку Руби, которая весила 300 г. и малышку Амалию Харт с весом в 340 грамм.

В 2011 г. в Германии на 21-й неделе беременности родилась крохотная Фрида с массой тела в 459 грамм и ростом 28 сантиметров.

В 1998 году в Москве спасли жизнь младенцу весом 450 грамм. В июле 2013 г. на 23 недели в России родился мальчик с весом 480 грамм и ростом 29 сантиметров, вес которого уже к августу 2013 г. составлял 670 грамм.

Получается, что масса тела 500 г — это формальный признак. Тем более, по сообщениям Минздрава Республики Беларусь, самый маленький младенец, которого удалось выходить, весил 492 г.

И всё же я хочу его забрать…

А теперь вернёмся к нашему вопросу: если ребёнок в возрасте до 22 недель умер, и мать хочет его похоронить.

В прошлом году мы задали это вопрос заместителю главврача 5-го роддома В. А. Шостаку.

Ответ был таким: «В соответствии с нормативными актами плод, который родился мёртвым после 22 недель, имеет свидетельство о смерти. До 22 недель свидетельство о смерти не выдается, поэтому похоронить на кладбище нельзя. Несмотря на то, что у него нет документа, женщина может забрать остатки плодного яйца. Но не всегда есть, что отдать».

Почему не всегда? Как рассказали в Минздраве, операционный или биопсийный материал, к которым относят в том числе плод и плодное яйцо, подлежат обязательному патологоанатомическому и гистологическому исследования, а иногда и бактериологическому и биологическому. «Это необходимо для формирования регистра выявленных пороков, а также для определения частоты их проявления среди населения республики».

Тогда что же с ним будет потом?

Юридический термин «продукт зачатия», который не употребил ни один из общавшихся с нами врачей, настораживает многих. Поскольку такая терминология относится к сфере рыночных отношений, а медицинские препараты и косметика, произведённая с использованием эмбриональных стволовых клеток, а также лекарства и продукты питания, при производстве которых используется тестирование на эмбриональной клеточной линии, уже не новость, это не может обеспокоить. Женщина носила в себе ребёнка, а не «продукт зачатия», поэтому её естественно волнует, что будет с ним дальше.

По информации Министерства здравоохранения, в Беларуси с эмбриональными стволовыми клетками не работают. Их источником, в соответствии с Законом РБ «О трансплантации органов и тканей человека», у нас является пуповинная кровь, жировая ткань и костный мозг.

Тогда что же делают с нерождёнными детьми?

Ответ находим в Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 147 «Об утверждении Санитарных правил и норм 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами» от 20 октября 2005 года.

Глава 2 «Классификация медицинских отходов»

К отходам группы Б относятся:

подгруппа Б1: анатомические отходы — это части тела, органы и ткани человека и животных, эмбрионы родильных домов и гинекологических отделений (после проведения всех действий, необходимых для окончания оказания медицинской услуги), а также контейнеры из-под крови.

Глава 5 «Правила сбора, упаковки и маркировки отходов в медицинских подразделениях»

Органические отходы (подгруппа Б1), образующиеся в операционных, лабораториях, микробиологические культуры и штаммы, вакцины, вирусологически опасный материал после дезинфекции собираются в плотную герметичную упаковку одноразового использования.

Глава 9 «Обезвреживание отходов»

При отсутствии установки по сжиганию эпидемиологически безопасные патологоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т. п.) (подгруппа Б1) сжигаются в крематориях или после обеззараживания захораниваются на кладбищах в специально отведенных могилах.

Как видим, терминология не терпит сантиментов. Но тогда почему не дать возможность родителям подхоронить детей, которые не подлежат регистрации, к могилам родственников?

А если это не законно, то почему не легализовать?

Такое право закреплено в законодательстве Чехии, Словакии, Венгрии. В 2004 году его легализовали в США. Недавно попытка внести это право в Конституцию была предпринята в России.

Хочется верить, что и мы в Беларуси тоже придём к этому, и статья 24 нашей Конституции будет звучать так: «Государство гарантирует уважение человеческой жизни с момента зачатия». А пока термины «продукт зачатия» и «медицинские отходы» обесценивают страдания женщины и её боль. Обесцениваются сразу две жизни: матери и нерождённого ребёнка. И если мы так много сейчас говорим о достоинстве и границах личности, о недопустимости насилия, то непризнание ценности самого дорогого в жизни матери — её ребёнка — ставит под сомнения все эти усилия.

Источники: 1.Бардашевич Я. В. «Международные критерии живорождения и мертворождения в аспекте национального законодательства». 2. Машко Н. В. Пределы действия права на жизнь: трактовка в национальном законодательстве и практике Европейского суда по правам человека.