Здравствуйте, дорогие друзья!
Поздравляем Вас с Успением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Во дни те пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. (Лк.10:38-42)
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лк.11:27-28)
Традиционно, на праздниках, посвященных Пресвятой Богородице, мы слышим приведенный Евангельский отрывок.
Давайте рассмотрим его вместе.
Иисус по дороге в Иерусалим посещает в селении Вифания дом двух сестер Марфы и Марии. Как отмечает известный библеист, архимандрит Ианнуарий Ивлиев в своем богословско-экзегетическом комментарии к указанному отрывку, такое обстоятельство исходя из рассуждения правоверного иудея кажется немыслимым и даже соблазнительным [2]. Учитель иудейский, равви входит в дом к женщине, которая оказывает ему гостеприимство. Нужно понимать, что положение женщины в те времена было таковым, что женщина в реальности не обладала равными с мужчиной правами.
Но Христос восстанавливает достоинство женщины в обществе.
В начале этого евангельского рассказа мы слышим, что сестра Марфы, Мария садится у ног Иисуса и слушает Его. Это очень знаковый момент.
Сесть у ног – положение ученика, что опять же кажется невообразимым в те времена в отношении женщины [2]. Вспоминается отрывок из Книги Деяний (22 глава, 3 стих), где апостол Павел свидетельствует о себе «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе…».
Но представить, что иудейский равви в ученики берет женщину,– это буквально ломает все стереотипы о женщине того времени.
Дальше мы слышим о том, что вторая сестра Марфа заботится о большом угощении. То есть не просто об угощении, а о чем-то даже излишнем. Но в этой подготовке она в своей сестре помощника не находит, что ее, как видно, возмущает.
Подойдя ко Христу, она буквально выдвигает ряд претензий. «Неужели тебе нет дела, Господи, что Мария меня одну оставила и не помогает», – сетует Марфа (Лк. 10:40). За такой фразой чувствуется эмоциональное состояние Марфы, это может даже показаться дерзостью с ее стороны, так как упрек явно адресован учителю. Она требует, чтобы Христос понудил сестру принять участие в приготовлениях. Но Господь с любовью и кротостью ей отвечает: «Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 41-42). Христос не осуждает заботливые действия Марфы. Оказать гостеприимство путнику – это, безусловно, добродетель. Но Он обращает внимание на приоритеты. Погрязнуть в суете приготовления, лишив себя спасительного слова Жизни, – вот такую опасность несет многозаботливость. Вместо многого и большого, Христос предлагает одно, как кажется, малое, но крайне важное – то, что не отнимется. Слушать и слышать евангельские слова Истины, сосредоточиться прежде всего на них. А затем последует и трапеза, и всем всего хватит и все насытятся. Помним, как Христос наставив народ, не оставляет их голодными, насыщает пятью хлебами и двумя рыбами большое количество собравшихся людей, около пяти тысяч кроме женщин и детей. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», – читаем мы в Евангелии от Матфея, 6 глава 33 стих.
Вслушивание в слова Христа, таким образом, становится фундаментом, основанием и закваской всей остальной составляющей жизни человека и его служения ближним. Иначе, как знать каким образом стоит поступать? Деятельное слушание слова Божия показывает модель поведения христианина, к которой призывает Христос. Именно такое слушание Христа являлось и является отличительным свойством христиан.
Так, в 8 главе Евангелия от Луки Христос говорит, что «…матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8:21).
Христос и Его спасительное учение есть «краеугольный камень», которым нельзя пренебречь. Услышанное Слово Господа Иисуса и является тем основанием делания христианина, которое преображает всю его жизнь.
Мария избрала благую часть, потратив время на внимание Слову Божиему. Но, не осуждая служение Марфы, Христос показывает ей источник, который может вдохновить, упорядочить и сделать осмысленным любое служение, этот источник – Его Евангельское Слово [3]. Оно есть подлинный вдохновитель дел милосердия и любви, и Его слова служат закваской и солью любого христианского служения, как бы благородным и важным оно не являлось само по себе. «Без меня не можете делать ничего», – говорит Христос (Ин. 15:5).
По традиции в богородичное зачало входят стихи 27 и 28 из 11 главы Евангелия от Луки, где некая женщина из собравшихся слушателей Христа свидетельствует: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27). То есть как счастлива Матерь Твоя, тебя вскормившая! На что Господь отвечает, что «слышащие слово Божие и соблюдающие его»,– вот такие люди подлинно счастливы (Лк.11:28)!
И именно о Пресвятой деве Марии мы читаем, что она была послушна Слову Божьему на протяжении всей своей жизни, начиная от благовестия архангела Гавриила, на которое она ответила «я Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1: 38). И далее Мария сохраняла все слова, касающиеся ее Божественного Сына, слагая их в сердце Своем (Лк. 2:12).
Она оказалась послушной до конца делу Домостроительства Божия и замыслу Господа о спасении рода человеческого, поэтому, как и Она сама по откровению Божиему засвидетельствовала о Себе: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48).
Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим! В ней вся женская природа была возвышена на немыслимые высоты! Если через Еву грех и смерть вошли в мир, то через Приснодеву Марию, спасение и Свет пришли в мир. Потому и сподобилась Она такой мирной кончины, причастная и послушная Слову Жизни, она уснула сном земли, непричастная болезненной и мучительной смерти. Славянское слово «Успение» как раз и означает просто «Сон», за которым, как свидетельствует Предание Церкви, последовала ее слава: душу Ее принял Сам Божественный Сын, как это мы можем часто наблюдать в иконографии, посвященной Празднику Успения, а затем последовало Ее воскрешение и исход в мир иной. Но нас Пресвятая Богородица не оставляет своим представительством, как и слышим мы в праздничном тропаре, посвященном Празднику Успения:
«При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши».
Пресвятая Богородица, моли о нас грешных!
С праздником, дорогие друзья!
иерей Алексей Мосесов
__________________________________
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва: Российское Библейское общество, 2001. – 1376 с.
- Ивлиев, И., архимандрит. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий / архимандрит И. Ивлиев. – М.: Издательство ББИ, 2019. — С. 259.
- Там же — С. 2