Хор храма святителя Николая Японского в Минске начал свою деятельность в 2012 году. Он не раз принимал участие в фестивалях нашего монастыря «Радость» и «Великопостные концерты», а 17 октября впервые выступит на XX Международном фестивале православных песнопений «Державный глас». Мы поговорили с руководителем хора Никитой Булаховым о важности фестиваля, «правде звука» и правильном настрое хора.

— Вы с 10 лет поете в церковном хоре. У вас была верующая семья?

— Когда мне было 6 лет, мама привела меня в воскресную школу и сама стала активно участвовать в церковно-приходской жизни. Это был 1990 год. Люди начинали осознанно приходить к вере. Так сложилось по воле Божией, что мы вместе с мамой пришли в церковь.

— В 15 лет вы уже стали регентом хора. Учились этому?

— Специально нет. Всё на практике. К тому времени у меня уже был опыт пения в хоре, я хорошо знал порядок богослужения, занимался в музыкальной школе. В какой-то момент возникла необходимость и возможность организовать детский хор, несколько детей собрались, и я с ними занимался.

— У вас с первых шагов в храме была детская искренняя вера?

— Да. Ведь ребенок верит и доверяет своим родителям. Если они показывают ему идти по этой дороге, он идет. В том, что Бог есть, у меня не было сомнений.

— Когда вы решили, что музыка станет делом вашей жизни?

— Когда заканчивал школу, у меня уже был опыт управления хором. И я поступил в Минский государственный музыкальный колледж им. М.И. Глинки на специальность «хоровое дирижирование». Для меня это был естественный путь. Затем так же естественно я поступил в Белорусскую государственную академию музыки. А когда учился на последнем курсе академии, подал документы в духовное училище — скорее, для расширения кругозора, творческого общения.

— Вы становитесь регентом хора храма святителя Николая Японского, а через несколько лет ваш хор начинает концертную деятельность. Почему решили выйти за пределы храма?

— У нас в храме ежегодно проводились свои фесты, приуроченные к различным праздникам: «Траецкi», «Щадрэц на раёне», «Восеньскi фэст». Это небольшие оупен-эйры (оупен-эйр (от англ. open — «открытый» + air — «воздух») — музыкальное событие, концерт, фестиваль, который проходит на свежем воздухе. — Прим. ред.) после богослужения на территории храма. Ставилась сцена, выступали различные коллективы, и наш хор принимал участие в этих концертах. Затем кто-то из моих знакомых посоветовал мне показать записи наших выступлений монахине Иулиании (Денисовой). Я выслал ей записи, и она позвала нас участвовать в «Великопостных концертах».

— На фестивале «Державный глас» вы участвуете в первый раз. Вам хотелось на него попасть?

— Да. Обычно на этот фестиваль приглашают хоры из-за рубежа или из областных центров, чтобы люди видели уровень культуры и духовного богослужебного пения не только Минска, но и за его пределами, чтобы был обмен опытом. Но в этом году пандемия внесла свои коррективы, и нас пригласили.

— Вы успели подготовиться?

— У нас есть подготовленная концертная программа, с которой мы ездили на фестиваль в Гродно, но будут и новые песнопения.

— Когда люди приходят в храм, они настроены на молитву, а когда приходят на концерт? Вы чувствуете различие?

— Я думаю, что главное отличие в репертуаре. Не всё, что можно исполнить на сцене, можно исполнить в храме. Потому что в храме музыкальное содержание не должно перекрывать богослужебный текст. Если на богослужении вставили кусочек красивой музыки, я считаю, это неуместно. Такие произведения нужно выносить на сцену.

— Что может дать концерт духовной музыки нецерковным людям?

— Нецерковный человек в любом случае получит эстетическое удовольствие. Со сцены звучат высокохудожественные произведения, наше музыкальное, церковное наследие. И мы можем им поделиться с теми, кто в храм ходит очень редко, вынести на сцену наш дух. Для нецерковных людей это очень интересный опыт.

 Это может стать для них поводом прийти в храм?

— Конечно. Что касается фестиваля «Державный глас», то там люди знают, куда идут, они уже настроены определенным образом. Но в любом случае музыка может воздействовать на человека. Матушка Иулиания всегда говорит, что делает фестивали для того, чтобы люди, которые пришли на концерт, после этого пришли в храм.

Вообще, есть люди, которых музыка приближает к Богу и благодаря ей они приходят к осознанию глубин своей жизни. И на своем опыте скажу, что это так. Однако есть и те, кто, например, уже много лет поет в храме, но это никак не располагает их к возвышенному, к стремлению к Богу.

— А почему они вообще поют в храме?

— Для многих это привычка, для кого-то хобби, дополнительный заработок — разные мотивы есть.

— Разве пение не должно быть служением Богу? Вот руководитель хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль) говорил, что на клиросе нужно петь так, как в последний раз. Удается ли это вашему хору?

— А я слышал еще такую фразу, что каждая служба должна быть как архиерейская. То есть нужно максимально ответственно подходить к каждому богослужению. Думаю, каждый хор должен к этому стремиться.

Наша молитва на клиросе — это в первую очередь качественное исполнение богослужебных песнопений. И основная сложность для регента — организовать дисциплину в хоре, дать ему нужный настрой для молитвенного богослужения.

— А каким должен быть настрой в хоре?

— В первую очередь люди должны прийти вовремя, чтобы, не вбегая на клирос, петь «аминь». Человек должен отложить все свои проблемы, оставить за порогом ту атмосферу, где он, может быть, бежал за автобусом или ему на ногу наступили, или случилась еще какая-то неприятность. Тогда уже можно требовать от людей, чтобы они были внимательны на службе, понимали, о чем поют.

 Композитор Александр Даргомыжский как-то сказал: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды!» А что это за правда, в вашем понимании?

— Я думаю, в первую очередь для тех, кто молится в храме, должны доноситься слова песнопений. Нужно так донести текст, чтобы молящиеся услышали правду как, может быть, новую для себя мысль о Боге, своей жизни.

Например, человек услышал какую-то фразу из песнопения и вдруг смог применить ее к своей жизни, лично к ней отнестись.

 То есть музыка может показать человеку новые смыслы привычных слов?

 Да. Бывает, что различные музыкальные варианты песнопений делают акценты на определенных словах, фразах, мыслях, и это может по-другому открыть смысл этих молитв. О правде, я думаю, можно говорить в таком ключе.

 Какой должна быть музыка, чтобы она помогала молиться?

— Основная задача хора — не отвлекать человека от молитвы. И тут важен репертуар. Можно и простые песнопения петь настолько хорошо, что для человека это будет воодушевлением, открытием, а можно исполнять очень сложные музыкальные произведения и петь их так, что человек будет думать: «Когда уже это закончится?»

— Значит, секрет в простоте?

— В каком-то смысле да. Но еще в умелом использовании нашего широчайшего музыкально-богослужебного наследия, в котором не только много высокохудожественных музыкальных произведений, но и песнопений с молитвенным духом, которые возвышают наши сердца горé.

— Часто можно услышать, что в храме должно звучать «ангельское пение». А что это за пение?

— Кто-то привык, что в храме поют два-три человека, и для него это ангельское пение. А кто-то может зайти в храм с большим профессиональным хором, и его он не впечатлит. Это очень субъективный момент. Вот если говорить, хорошо поет хор или плохо, здесь можно определенные критерии вывести.

— Давайте попробуем. Когда хор поет хорошо?

— Для начала любой хор должен петь стройно, чисто и вместе. От этого можно отталкиваться для дальнейшего развития. Дальше уже можно использовать все остальные музыкальные краски, например, динамику, темп.

— А хор храма святителя Николая Японского, по вашему мнению, поет хорошо?

— Конечно (смеется).

— А вы певчих чаще ругаете или хвалите?

— Не считал. С периодичностью то ругаю, то хвалю. Нужно делать и то, и другое. Что значит «ругать»? Дать понять, что певчие делают что-то не так. Любой коллектив должен стремиться повышать свою квалификацию. Строгий регент дает в этом смысле стимул. Но при всей строгости, дисциплине, порядке в хоре нужно обязательно сохранять внутренний контакт, тепло с людьми, с которыми ты проводишь очень много времени вместе и которые тебе близки.

— Расскажите, что вы исполните на фестивале «Державный глас»?

— Мы выбрали то, что уже есть в нашем репертуаре, что исполняем на богослужениях. Исполним, можно сказать, нашу визитную карточку — «Тропарь святителю Николаю Японскому». Также «Концерт № 16» Дмитрия Бортнянского, «Трисвятое» нашего белорусского композитора Алексея Ляхновича. И еще будут песнопения с солистами.

— Какую цель вы ставите себе перед выступлением на фестивале?

— Спеть на самом высоком уровне. Это цель исполнения. Мы хотим показать, что наш коллектив имеет высокий художественный потенциал. И, конечно, хотим поделиться духом молитвы, который мы вкладываем в эти песнопения.

 

Беседовала Ольга Демидюк
obitel-minsk.ru