Здравствуйте, дорогие друзья!
Свет глазам Вашим!
Выслушайте Евангелие Воскресного дня!
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Это было Евангелие от Матфея, 14 глава, с 22-го по 34-й стих (59 зачало).
Мы слышали известное повествование о том, как ученики оказались одни в лодке посреди Галилейского моря.
До этого мы размышляли о том, как Христос совершил чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Такое событие вызвало определенный ажиотаж. В параллельном месте Евангелия от Иоанна мы даже слышим о том, что люди, увидев такое чудо, хотели взять Иисуса и сделать царем (Ин.6:15). Но Христос, как и всегда, ускользает от славы людской! Он не ищет человеческого признания, похвал и величия. Ведь часто мнение толпы совершенно превратно истолковывало все его действия и слова. Для современников, да и для самих учеников, Он был пророком, земным мессией, политическим лидером, который мог бы восстановить Царство Израильское, прогнать римским оккупантов. Но Христос говорит о том, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Тогда понятно, почему Иисус буквально понуждает своих учеников переплыть на другую сторону Галилейского моря (как видимо апостолы не очень-то хотели расставаться с Иисусом). А сам Христос остается, чтобы отпустить народ, не стремясь привлечь к себе излишнего внимания, затем восходит на гору, где эту ночь проводит в уединенной молитве. К слову, очень часто Христос молитву Отцу Небесному совершает в одиночестве, показывая и для нас образ личной, частной молитвы, совершаемой втайне, а не на показ. В другом фрагменте Евангелия от Матфея, в 6 главе, мы слышим такие слова Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6).
Тем временем ученики попали под встречный ветер, оказались жертвами разбушевавшейся водной стихии. Конечно, ученики были встревожены и напуганы. И тут они видят то, что их заставляет испугаться еще больше. Они видят, что кто-то идет к ним по воде. По времени, как указывает евангелист, это было в четвертую стражу ночи, то есть уже в промежутке между тремя часами ночи и шести часами утра. К Ним шел Иисус, но они на сразу это понимают. Встревоженные этим, ученики, думая, что видят призрака, закричали от страха.
Но Христос их успокаивает, говоря: «ободритесь; это Я, не бойтесь»
(Мф. 14:27).
Удивительно, что то, что говорит Христос о Себе, как обращают на это внимание и современные библеисты — толкователи Священного Писания, тот же архимандрит Ианнуарий Ивлиев, является трансформацией имени Божьего[1]. Как отмечает отец Ианнуарий, Христос говорит не просто ученикам «Это Я». В церковно-славянском тексте Евангелия мы читаем – «Аз есмь». И это, безусловно, очень напоминает повествование из Ветхого Завета, когда Бог является пророку Моисею в Неопалимой купине. Бог открывает пророку свое имя: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). И здесь мы видим, что Христос в событиях этого евангельского эпизода являет Себя обладающим Божественной властью и могуществом, являет Себя Богом. Сравним: в Евангелии от Иоанна на вопрос иудеев «кто же Ты?» Иисус отвечает «от начала Сущий, как и говорю вам»
(Ин. 8:25). Итак, Христос полноправно использует в отношении себя имя Божие.
Далее мы слышим удивительный рассказ об апостоле Петре. Всегда ревностный и горячий Петр, воодушевленный увиденным, восклицает: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). Христос повелевает в ответ: «Иди!» (Мф.14:29). Петр являет веру вначале, идет по волнам, но затем, отвлекшись на бушующую стихию, сильный ветер, от страха начинает тонуть. Он явно упускает из виду Иисуса, теряет цель. Страх рождает неуверенность и стопы Петра начинают погружаться в воду. Утопая, Петр взывает ко Христу «спаси меня!» (Мф. 14:30). Этот эпизод сейчас понятен каждому христианину. Ведь Христос, простерши руку, когда спасает тонущего Петра, замечает: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). Маловерие и сомнения – наша реальность, – это немощь нашей человеческой природы, но нам не стоит погружаться в эту пучину без остатка. В пучине сомнений, когда мы теряем твердость и уверенность в выбранном ориентире и начинаем утопать от страха от переживаемых нами трудностей и невзгод, нам подобно апостолу Петру стоит возопить, обратившись ко Господу Иисусу, «Спаси меня!». Ведь на этот искренний, из глубины души вопль Бог тотчас отвечает и спасает тонущего.
После этого Христос входит в лодку. Стихия умолкает. И это очень интересный образ и связь. Христос как Владыка мира и Господин входит на судно, где собраны все апостолы. И это не маленькая лодочка; как замечает архимандрит Ианнуарий Ивлиев, речь идет о полноценном рыболовецком судне или корабле наподобие ладьи, в церковнославянском варианте этого отрывка, собственно, читаем слово «корабль»[2]. Христос как глава Церкви, как кормчий церковного корабля, тотчас усмиряет ветры, колеблющие судно, только с Ним на судне наступает мир.
Дальше повествование говорит о явном исповедовании, признании со стороны учеников Божественной природы Христа. Бывшие на судне подошли и поклонились Иисусу как Богу, засвидетельствовав «истинно Ты Сын Божий» (Мф.14: 33).
Каждый из нас периодически оказывается в состоянии, когда штормы «житейского моря» начинают нас одолевать, и мы пребываем в сомнениях, в страхах и тревогах, мы боимся за себя и своих близких, мы боимся потерять все, что у нас есть. Что же делать? Где искать помощи? Спокойствия и мира? У кого? Христос часто говорит своим ученикам: «Не бойтесь», а также говорит о том, что «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). А апостол Петр, как читаем в Книге Деяний, свидетельствует, «что … нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Тот же Петр на вопрос Христа обращенный к Его 12 ученикам «не хотите ли и вы отойти?» отвечает «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни»
(Ин. 6:68).
Христос – наше упование, и мы, находясь в плавании на корабле нашей жизни, не остаемся без попечения Божия. Христос идет нам на встречу, Он рядом и готов войти в лодку, чтобы усмирить житейские бури и привнести в нашу жизнь мир. Впустим ли мы Его в свой корабль? А может быть мы способны так же, как пламенный апостол Петр пойти навстречу Христу по волнам, просто потому что нам хочется быть с Господом и быть с Ним хорошо.
Ведь совсем недавно на Праздник Преображения Господня мы слышали исповедание апостола Петра, когда Христос преобразился перед своими учениками на горе, показав Свет Своей божественной природы: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Этот Свет и является маяком нашего сердца.
С Богом, в Свете Его любви, любые жизненные штормы не страшны. Будем учиться доверять Господу корабль нашего сердца, да приведет нас в тихую гавань Царствия Своего.
С Воскресным днем, дорогие друзья!
иерей Алексей Мосесов
---------------------------
[1] Ивлиев, И., архимандрит. Евангелие от Матфея. Богословско-экзегетический комментарий. Т. 2: Мф 13:1-28:20 / архимандрит И. Ивлиев. – М.: Издательство ББИ, 2021. — С. 45.
[2] Там же. – С. 47.