В десять часов была обедня и проповедь. Запели до того врозь, что пришлось остановить всех больших и оставить только три девочки, – тогда вышло довольно сносно.

После полдня посетили сицудзи: Александра Сунгита и Симеона Танака – люди богатые, прочие также живут зажиточно. Из катехизаторов отсюда, кроме Мефодия Цуция, еще Иоанн Такеиси; здесь его мать – Саломея Мацумото; живет у старшего сына – Иоакима Мацумото, который учителем и вместе торговцем, – живет, по-видимому, очень обеспеченно; тут же – младшая сестра Такеиси; другая сестра недавно выдана замуж. Зашли к Григорию Игуци, жена которого Елена, в язычестве Кне, из Хакодате; сын их Игнатий, одиннадцати лет, годился в будущем году для приема в духовное училище.

Вечером, с восьми часов была проповедь для язычников в одной большой гостинице. Собралось столько, что, конечно, мой голос не достиг бы до конца длинной залы, поэтому я сел посредине слушателей, у стены; было так жарко, что пот ручьем полил с первого же слова, а слушателям было еще хуже, потому что они сидели скучившись в сплошную массу; при всем том внимание их было на развлекаемое; проповедь продолжалась до половины одиннадцатого, с отдыхом в десять минут посредине.

Господь да даст этому усердному народу поскорей просветиться светом Евангелия!

После проповеди некий возражатель, наслушавшийся клевет католических, спрашивал, отчего это в России Царь – глава Церкви и прочее.

Братия и сестры проводили из гостиницы до церковного дома, где, поговорив еще с ними о церковных делах, простился, чтобы завтра рано отправиться дальше.

11/23 июня 1882. Пятница.
Тоёхаси.